Богословие и богословы XX века
Слово Божье и Библия
Но как убедиться в справедливости этих слов? Барт отвечал: «Доказательство веры — в ее провозглашении. Доказательство знания Божьего Слова в его исповедании». Иными словами, вера в Иисуса Христа как откровение божественной истины сама свидетельствует о себе. Для христианина этот факт служит основанием всего остального, и сам не нуждается в обосновании. Вера — это Божий дар.
Слово Божье и Библия
Для Барта единственным источником христианского богословия было Слово Божье, существующее в трех формах. Главное его воплощение — Иисус Христос и вся история Божьих деяний, так или иначе связанных с его жизнью, смертью и воскресением. Это и есть настоящее откровение, непосредственно само евангелие. Вторая форма — Писание, избранные свидетельства божественного откровения. Наконец, церковное благовестие является третьим способом существования Божьего Слова. Две последние формы служат как бы орудием Слова Божьего, и становятся им в том случае, когда Бог использует их для откровения Иисуса Христа.
Итак, Библия не статична. Слово Божье носит характер события, в некотором смысле оно и есть Бог, воплощающий свое бытие в действии. Библия становится Божьим Словом в ходе события: «Библия является Божьим Словом в той степени, в какой Бог использует ее как таковую и говорит через нее».
Взгляды Барта на Писание вызвали немало противоречивых суждений и критических замечаний. Либералы обвиняли его в возвышении Библии до особого положения, практически равного традиционной теории вербального вдохновения, и в нежелании подвергать ее историко-критическому анализу. Консерваторы, в свою очередь, выражали недовольство тем, что Барт подчинял Писание событию откровения, не содержащему в себе какого-либо суждения, и открыто отрицал ее непогрешимость, причем некоторые даже называли его богословие «новым модернизмом».
И те и другие критики были близки к истине, но так и не сумели понять Барта до конца. Прежде всего, Барт лишил Библию того положения, которое она занимала в классической ортодоксии. Он разделял Библию и Божье слово, утверждая, что «в Библии мы наблюдаем человеческие попытки воспроизвести Слово Божье в своих словах и мыслях, преломляя его в конкретных человеческих ситуациях». С другой стороны, он предостерегал от опасности заявлений, будто богодухновенность Писания, его особая роль избранного свидетельства об Иисусе Христе, — всего лишь оценка, данная ему человеком. Богодухновенность Писания, говорил Барт, не зависит от нашей оценки, настроения или ощущений: