Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Жизнь и деятельность Барта

Гренц С., Олсон Р.


Последние годы жизни Барта были чрезвычайно трудны. Здоровье его ослабло, а сам он со всех сторон подвергался резкой критике. Его очень беспокоила растущая популярность светского богословия, учений, провозгласивших смерть Бога, и менее радикальных движений. В то же время он испытывал глубокое удовлетворение от перемен, происходивших в Римско-католической церкви в ходе Второго Ватиканского собора (1962-1965), на который он был приглашен в качестве наблюдателя. Карл Барт умер в своем доме, в Базеле, 9 декабря 1968 года. В ту ночь ушел из жизни настоящий гигант богословской мысли.

Как мы уже убедились, у богословского метода Барта был как отрицательный, так и положительный полюс. Отрицание касалось всех форм естественного богословия — Барт неустанно анализировал и обличал средства, с помощью которых его представители медленно, но верно осуществляли культурное низложение евангелия:

Христианское богословие смиренно и с уважением перерабатывается по чьему-то усмотрению. Но эта кротость и смирение, это добровольное и последовательное подчинение — всего лишь видимость.

На деле естественное богословие уже одержало победу, лишив откровение его истинной сущности. Результаты не замедлят проявиться в том, какая судьба постигнет откровение, поглощенное и прирученное им.,5

Барт попытался продемонстрировать процесс низложения евангелия, имевший место в классическом римско-католическом богословии, классическом либеральном протестантском богословии и даже в готовности немецких христиан принять идеологию нацизма. Изучив историю богословия и открыв для себя верховное владычество Бога в евангельском послании, Барт пришел к следующему заключению:

По логике вещей, если мы позволим себе даже малейшую уступку естественному богословию, за этим непременно последует отрицание божественного откровения в Иисусе Христе. Естественное богословие всегда стремится к единоличному господству. И отступая перед ним, мы, возможно неосознанно, отдаем себя в его власть.'6

Свою собственную позицию Барт сформулировал так: «Единственная возможность познания Божьего Слова заключена в нем самом». Это утверждение выражает как позитивную, так и негативную сторону его богословского метода. Человечество не готово к встрече с Богом, мы не можем познать его с помощью разума, природы и культуры, но, несмотря на это, по своему могуществу и благодати он явил себя в человеческой истории и дал людям чудесную возможность познавать его. Единственным историческим событием, в котором Бог открылся людям во всей полноте, по мнению Барта, было пришествие Иисуса Христа. Во Христе Бог открывает нам самого себя, а не просто набор сведений или образ жизни. Для Барта это означает, что «вечный Бог познается в Иисусе Христе и никак иначе».

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz