Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Жизнь и деятельность Барта

Гренц С., Олсон Р.


века и по-прежнемубыл глубоко почитаем. Барт продолжал писать статьи и книги, утверждая преимущество Божьего слова перед человеческим разумом и обвиняя либеральный неопротестантизм в полной капитуляции перед рационализмом Просвещения. Он считал, что величайшая опасность для евангелия заключается не в том, что его отвергнут. Гораздо страшнее, если его охотно примут, но после, лишенное силы и действенности, оно станет простым достоянием человеческого разума и культуры. Он считал, что в течение целого столетия немецкое либеральное богословие подрывало основы евангелия, пытаясь сделать его респектабельным и приемлемым для современной культуры. Естественно, такая полемика не прибавила Барту друзей среди богословской элиты.

В 1925 году Барту предложили профессорство в Мюнстере, где он проработал всего пять лет, после чего в 1930 году переехал в Бонн. В этот период в его работах основательно сместились акценты. Продолжая критику либерального богословия, он начал уделять большее внимание положительному аспекту Божьего обращения к человечеству в Иисусе Христе, чем отрицанию, которое он провозглашал на протяжении последнего десятилетия.

Свою первую попытку систематизации богословия (Prolegomena to Christian Dogmatics, 1928) Барт счел неудачной. Он решил, что она была написана под сильным влиянием экзистенциальной философии, а ему хотелось создать абсолютно богословское, то есть совершенно библейское богословие, независимое от какой-либо человеческой системы мышления. Кроме того, он стремился сделать акцент на объективности Божьего откровения в противовес субъективности человеческой веры.

В 1931 году Барт написал работу, которую многие ученые считают важнейшим выражением его зрелого богословского метода. Это — Fides quarens intellectum (вера в поисках понимания) — исследование трудов средневекового богослова-схоласта Ансельма Кентерберийского. Вопреки многочисленным трактовкам Ансельма, Барт утверждал, что этот великий церковный деятель был не рационалистом, а неутомимым исследователем, стремившимся поставить разум на службу вере. Предложенное Ансельмом онтологическое доказательство существования Бога было попыткой отнюдь не противопоставить разумные аргументы вере, а скорее понять разумом то, что уже принял верой.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz