Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Жизнь и деятельность Барта

Гренц С., Олсон Р.


У Ансельма, писал Барт, богословие было неразрывно связано с молитвой и послушанием. Это означает, что христианское богословие, по определению, не может быть бесстрастной объективной наукой. Это проникновение в объективное откровение Бога в Иисусе Христе, возможное только по благодати и вере. Чтобы найти ответы на богословские вопросы, нужны: «чистое сердце, открытые глаза, детская покорность, жизнь в Духе и щедрое насыщение из Святого Писания». Иными словами, говорил Барт, необходимой предпосылкой правильных богословских взглядов является жизнь веры, явный признак которой — нежелание вступать в противоречие с Библией, «текстуальным выражением откровения как объекта нашей веры».

До написания своего трактата об Ансельме Барт в основном подчеркивал отрицательный аспект отношений между Богом и человеком. Начиная с этой работы, центральное место в его богословии стал занимать положительный аспект познания Бога через его откровение в Иисусе Христе. Отрицательный элемент сохранился в том смысле, что Барт всегда отвергал естественное богословие в любой форме как попытку познать Бога через природу, культуру и философию. Однако основное внимание он уделял теперь возможности истинного познания Бога в Иисусе Христе, которое достигается верой.

Вскоре по завершении своей книги, посвященной Ансельму, Барт начал работу над систематическим богословием, «Церковной догматикой», тринадцатый том которой так и остался незавершенным к моменту его смерти в 1968 году. Наиболее заметной особенностью этой работы (помимо объема) было отсутствие традиционных пролегомен, или философского вступления. Барт сознательно не включил его в свою работу, поскольку был убежден, что истинное богословие должно представлять собой толкование Божьего Слова и ничего более. Любая попытка основывать истину Божьего Слова на человеческих рассуждениях, даже продиктованная искренним благочестием, неизбежно ведет к утверждению превосходства человеческого, исторического способа мышления и к появлению «антропоцентричного богословия», того самого зла, с которым Барт так упорно боролся.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz