Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Эсхатология

Гренц С., Олсон Р.


По мере приближения конца девятнадцатого века этот аспект либерального учения тоже стал все чаще подвергаться сомнению. Ученые заново открывали для себя значение апокалиптической составляющей Нового Завета. Большую роль в этом сыграли Йоханнес Вайс и Альберт Швейцер, убедительно показав, что тема апокалипсиса занимала отнюдь не второстепенное место в проповеди Иисуса. Напротив, его учение имело в полной мере апокалиптическую, или эсхатологическую, направленность. Однако, по оценке Швейцера, именно это открытие дискредитировало Новый Завет, поскольку его центральная тема — вера в близкий конец света—оказалась ложной.

Открытия Вайса и Швейцера легли в основу теории Бультмана. Он тоже считал, что Иисус и раннее христианское сообщество ожидали скорого приближения Божьего царства, но их упованию не суждено было осуществиться. Однако вместо того, чтобы отрицать актуальность Нового Завета, он предложил свою трактовку новозаветной эсхатологии. Бультман вышел за пределы времени, когда проповедь Иисуса прозвучала впервые, и обнаружил, как он считал, то, что и было ее истинным экзистенциальным смыслом. Его понимание временного характера новозаветного послания не было произвольным. Бультман говорил, что Павел и Иоанн сами указывали на это, когда писали о вечной жизни, обретаемой по вере, как о настоящей экзистенциальной реальности, а не надежде на будущее.

Мифология

Научная деятельность Бультмана совпала с тем временем, когда богословы и библеисты были озабочены решением еще одной проблемы — мифологии. В результате историко-критического изучения новозаветных писаний ученые обнаружили в них свидетельства мифологического влияния. Они были особенно заметны в христологии ранней церкви. Теоретики, в том числе и Бультман, утверждали, что в Новом Завете присутствует отражение мифов религиозных культов, в частности мифа о пришествии божественного искупителя, для описания деятельности Иисуса Христа.

Узнав об этом открытии, либеральные богословы призвали полностью убрать мифы, скрывающие вечные истины. Бультман не поддержал их предложение. Устранить миф — значит одновременно утратить керигму, истинное содержание Нового Завета. По его мнению, именно это и произошло в либеральном богословии, которое превратило керигму в религиозные и этические принципы, а христианство в религию, лишенную исторических корней. Поэтому Бультман предлагал не исключить миф, а дать ему новое толкование, чтобы понять истинный смысл древних писаний, облеченных в эту литературную форму. Этот процесс он обозначал термином демифологизация. Он старался не удалить из текста мифические элементы, а правильно понять заложенный в них основной экзистенциальный смысл.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz