Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Эсхатология

Гренц С., Олсон Р.


Новая трактовка необходима, уверял Бультман, из-за пропасти, разделяющей мировоззрение, отраженное в древних текстах, и современное мышление. Сам он определял миф как форму мышления, в которой трансцендентная реальность представлена образами этого мира. Однако такое определение может навести на мысль, что всякое повествование о Божьих деяниях следует считать мифом, тогда как Бультман резко отвергал подобную позицию. Чтобы избежать такой ошибки, он предложил иное понимание мифа, обозначая этим термином все формы изложения, фактически недопустимые с естественной точки зрения, характерной для современного мышления. По мнению Бультмана, демифологизация дает возможность разобраться в мифологической терминологии. Миф создает проблемы не только потому, что делает христианское учение неприемлемым для современного человека, но и потому, что искажает само учение, препятствуя встрече верующего с керигмой. Демифологизация вполне оправдана, настаивал Бультман, поскольку помогает благовестию проникнуть в сердца современных людей. Главным желанием Бультмана было предоставить каждому,кто услышал благую весть, возможность экзистенциального столкновения с реальностью трансцендентного Бога. Демифологизация имеет жизненно важное значение, потому что именно она способствует этой встрече.

Как отмечал Бультман, примеры демифологизации можно встретить и в Библии. Такие попытки мы находим уже в Новом Завете, в частности, в писаниях Павла и Иоанна.

Герменевтика

Проблема мифологии, которую пытался решить Бультман, была непосредственно связана с другим богословским вопросом — герменевтикой. Историко-критический анализ выявил наличие глубочайшей пропасти, отделяющей интеллектуальный мир библейских авторов от современных способов мышления. Бультман уделил немалое внимание решению и этой проблемы.

Либеральные богословы стремились преодолеть пропасть между древними текстами и современным мышлением, открывая содержащиеся в Библии «вечные» истины, главными из которых считались нравственные принципы, проповедуемые Иисусом. И вновь Бультман отверг подход либералов. Он счел такой подход наивным, предполагавшим, будто в тексте действительно содержатся вечные универсальные принципы, которые можно открыть для себя с помощью объективных герменевтических приемов. По мнению Бультмана, взаимоотношения читателя с текстом гораздо сложнее. Вопрос, с которым мы подходим к тексту, определяет ответ, который нам предстоит получить, а наше отношение к его содержанию, в свою очередь, определяет задаваемый вопрос.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz