Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Учение об избрании

Гренц С., Олсон Р.


Главным объектом критики Бруннера стало учение Барта об избрании, которое он считал совершенно необоснованным и ведущим к универсализму. Возможно, Бруннер попытался ответить Барту в его

же язвительной манере, когда написал, что его учение об избрании «полностью противоречит не только церковной традиции, но и ясному учению Нового Завета, причем последнее расхождение могло бы само по себе служить главным аргументом против теории Барта».

Бруннер разработал свое собственное учение о божественном избрании в противовес как Барту, так и классической кальвинистской доктрине двойного предопределения. Недостаток вышеупомянутых теорий, по мнению Бруннера, заключался в том, что в попытке проникнуть в вечную суть благодатного божественного избрания их создатели вышли за пределы всего сказанного или подразумеваемого в божественном откровении. Бруннер отвергал всякую «логичную теорию» избрания в пользу, как он считал, в полном смысле слова диалектического, а потому библейского представления:

Вера в Иисуса Христа является залогом избрания, так же как неверие лишает человека возможности быть избранным. Другого избрания нет, как нет и других избранных, кроме верующих.

Вклад Бруннера в современное богословие

Нет сомнения, что Бруннер заслуживает большего признания, чем то, которое он получал до сих пор. К сожалению, радикальная оригинальность суждений часто считается необходимым качеством по-настоящему великого богослова. Бруннер не претендовал ни на радикальность, ни на оригинальность в обычном понимании этих слов. Его больше интересовало современное изложение классического богословия Реформации, в котором ему удалось бы избежать ошибок как крайнего консерватизма, так и крайнего либерализма.

Консерваторам часто приходилось учиться у Бруннера избегать упрощенческого отождествления божественного откровения со словами и суждениями Библии, принимая личностное представление об откровении. Либералы учатся у него избегать подобного отождествления божественного откровения с лучшими и самыми высокими помыслами человека о Боге и открывать свое сердце для запредельного миру Божьего Слова, которое в момент встречи человека с Богом ломает барьеры человеческого разума своей непредсказуемостью.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz