Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Учение об избрании

Гренц С., Олсон Р.


Временами Бруннер и сам понимал это. Он признавал исповедание учениками божественности Иисуса свидетельством Божьего Духа, облеченным в человеческие слова. Иными словами, даже для Бруннера исповедание: «Ты — Христос, Сын Бога живого» — это Божье Слово, облеченное в человеческую речь, богодухновенное свидетельство.Достаточно Бруннеру было признать этот единственный пример тождественности человеческой речи Божьему Слову, стена, отделявшая вербальную истину от божественного откровения, рухнула. Это и стало слабым местом учения Бруннера, поскольку даже он признавал, что без вербального элемента божественное откровение не может служить источником и нормой христианского учения. Откровение остается чисто субъективным переживанием.

Несмотря на осознание этого факта, Бруннер продолжал настаивать на невербальной природе откровения и несоответствии Божьего слова человеческому, библейскому. Джуэт был, бесспорно, прав, заключив, что «Бруннер лишь усилием воли не допускает полного разрыва с традицией и отрицания авторитетности Библии». Только проявляя непоследовательность и вопреки собственному учению об откровении, Бруннер мог найти объективный критерий истинности христианского вероучения.

Бруннеру следовало сохранить несомненное различие между личностной и предметной истиной и в то же время глубже осмыслить их взаимозависимость, тем самым находя достойное применение своему диалектическому подходу в богословии. Последнее не может руководствоваться божественным откровением, не содержащим элемента предметной истины, даже если вербальный аспект необходимо считать вторичным по отношению к переживанию личной встречи с Богом.

Разногласия с Бартом

Как уже упоминалось, Бруннер всегда стремился провести границу между своим вкладом в богословие и учением Барта, делая упор на двух основных различиях: положение «общего откровения» и учения о Боге, в частности, об избрании и предопределении.

Знаменитый разрыв между двумя гигантами неоортодоксальной мысли произошел в середине 1930-х годов. Поводом для него стали их расхождения во взглядах на общее откровение и естественное богословие. Бруннер опубликовал эссе под названием «Природа и благодать», в котором утверждал, что Барт заблуждался, отрицая присутствие божественного откровения в природе, поскольку

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz