Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Учение об избрании

Гренц С., Олсон Р.


Откровение как встреча

По мнению Бруннера, слова и суждения о Боге не могут считаться откровением, поскольку неизбежно воплощают его в себе и возвращаются в область познания материальных предметов. «Ни слово, ни речь не способны передать тайну Бога как Личности», — говорил он. Истинное откровение — это всегда событие личных взаимоотношений в момент встречи, преодолевающее субъектно-объектное деление и открывающее человеку Бога: «Откровение это... не просто передача знаний. Это животворное, обновляющее общение».

Невербальное откровение, о котором писал Бруннер, связано с двумя событиями: исторически с воплощением Бога в Иисусе Христе и ныне в testimonium spiritus internum, внутреннем свидетельстве Святого Духа об Иисусе Христе. Последнее дает верующему возможность всегда находиться в присутствии Христа:

Только в этом Слове Святого Духа Божественное откровение в Иисусе Христе преображается в живое и действенное слово Божье, обращенное к человеку, в котором метафора исторического откровения, Deus dixit (Бог сказал), превращается в Deus dicit (Бог говорит), которое следует понимать буквально.16

Главной в учении Бруннера об откровении была мысль о том, что Бог представляет нам не набор сведений о себе, а непосредственно самого себя. На это многие склонны возразить: нельзя узнать человека, не узнав прежде кое-что о нем. Может ли откровение обойтись без слов? Бруннер признавал, что выраженные в словах знания о Боге — естественный результат встречи человека с Богом, то есть истинного откровения. Однако он настаивал на четком разделении буквального знания и откровения как такового. Он говорил: «Слово представляет собой опосредованное откровение, свидетельствующее об истинном откровении — Иисусе Христе, олицетворении Бога, Эммануиле». А также: «Слово, оформившееся в человеческую речь, является откровением лишь в косвенном смысле. Это откровение, свидетельствующее о Нем».

Бруннер старался избежать ереси, известной как «теологизм» — подмены личной веры богословскими учениями. Несомненно, личная вера как результат встречи с Богом в Иисусе Христе дает повод к размышлениям о Боге и их словесному выражению. Но их ни в коем случае нельзя путать с откровением. В противном случае уверенность в их правоте займет место истинной веры. Даже апостольское свидетельство об Иисусе Христе, как бы важно оно ни было для нашей веры, не должно становиться ее объектом. Учение же как рациональное осмысление апостольского свидетельства отстоит еще дальше от сердца христианской веры. Учение лежит в области предметной, а не личностной истины и, следовательно, не может быть объектом истинной веры. Тем не менее, по словам Бруннера, эти вторичные средства откровения составляют неотъемлемый элемент веры.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz