Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Учение об избрании

Гренц С., Олсон Р.


Учение Барта о Писании стало объектом серьезной критики со стороны как либеральных, так и консервативных богословов. Либералы обвиняли его в том, что он не придавал значения результатам высокого критицизма и относился к Библии как к богодухновенному источнику. Консерваторы же осуждали Барта за слишком резкое разграничение Божьего Слова и Библии и отрицание доктринальной непогрешимости Писания. Обе стороны как будто не замечают расхождения между библейской теорией Барта и тем, как он пользовался Писанием. Либералы сосредоточивают внимание, главным образом, на его использовании Писания и игнорируют его решительные высказывания о человеческой природе Библии. Консерваторы критикуют его теорию, не замечая, что Барт относится к Писанию, как если бы оно обладало абсолютным авторитетом в богословии.

Очевидное несоответствие между теорией и практикой у Барта заслужило справедливую критику. Кто знает, смог бы Барт выстроить свое великолепное современное изложение классического христианского вероучения, если бы он последовательно придерживался своей теории относительно Писания? Достаточно сказать, что высказанное им предположение о расхождении между Божьим Словом и доктринальными суждениями Библии едва ли помогло ему в составлении столь систематизированного пропозиционального изложения библейского учения.

Одной из величайших заслуг Барта перед богословием двадцатого века стало возрождение давно преданного забвению учения о Троице. Либеральные богословы, начиная со Шлейермахера, считали это учение пережитком предполагаемой эллинизации раннего христианства и не видели в нем никакого этического смысла. Под влиянием Барта богословы вернулись к серьезному исследованию учения о Троице, хотя достичь полного согласия по этому поводу им так и не удалось.

Трактовка Бартом учения о Троице не вызвала всеобщего одобрения. Критики утверждают, что она, пусть неявно, но модалистична, поскольку сводит Бога к одной личности, отождествляя сущность Бога с его личностью и используя термин «способы бытия» в отношении различия между ипостасями Троицы. Эта критика отчасти обоснованна в том, что касается первого тома «Церковной догматики», где Барт выводит триединство Бога из концепции божественного откровения и подчеркнуто отождествляет Бога с его единой сущностью, или природой. Но и при этом он отвергал модализм, провозглашая «исходную реальность трех способов бытия в сущности Бога, выше которой нет». В последующих томах Барт четко и ясно высказывался против модализма и писал о наличии вечных и непреодолимых различий между Отцом, Сыном и Святым Духом, утверждая порядок подчинения в вечном бытии Бога (в то же время отстаивая полное равенство его ипостасей).

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz