Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Учение об избрании

Гренц С., Олсон Р.


Заключение

В контексте богословской истории XX века одна из главных заслуг Барта заключается в возрождении должного внимания к трансцендентности Бога. Только будучи абсолютно свободной, Божья любовь может быть безусловной. Благодать, как основа отношений между Богом и миром, находится в самом сердце христианского евангелия.

Но в своем стремлении отстоять свободу и трансцендентность Бога Барт, возможно, пожертвовал слишком многим из того, что касается роли человека в отношениях Бога с миром. Ярким свидетельством этого является его учение о спасении. Здесь торжествующее «Да!» Бога, воплощенного в Иисусе Христе, полностью отменяет всякое «Нет!», на которое может отважиться человек. Г. К. Беркоувер, один из наиболее доброжелательных критиков Барта, справедливо заключает: «В богословии Барта торжество благодати затмевает важность человеческого решения, а благовестие рискует превратиться в простое объявление, не призывающее к каким-либо жизненно важным шагам».

Невольно возникает мысль, что, если Шлейермахер выдавал громкие разговоры о человеке за рассуждения о Боге, то Барт пытался красноречиво рассуждать о человеке, на самом деле говоря о Боге. Вероятно, заблуждение Барта не столь значительно, но гораздо лучше было бы избежать и его.

Эмиль Бруннер

Трансцендентность во встрече человека с богом

В любой области науки можно встретить настоящих гигантов, оказавшихся в тени колоссов. Положение и влияние Эмиля Бруннера в богословии двадцатого века были бы неоспоримы, если бы не затмившие его Барт и Бультман. Эти три богослова-диалектика произвели настоящий переворот в своей науке, возродив классические темы протестантской Реформации в богословии XX века. Несмотря на первоначальное единство взглядов, впоследствии они резко разошлись во мнениях, особенно после Второй мировой войны, когда их влияние в англоязычном мире было особенно сильно.

Хотя учение Барта приобрело широкую известность и вызвало противоречивую реакцию, Бруннер первым открыл новое богословие божественной трансцендентности для Англии и Америки. Он учился в Англии перед началом Первой мировой войны и в Америке сразу после нее. Кроме того, он выступал с лекциями в обеих странах в 30-х, 40-х и 50-х годах XX столетия, а некоторые его книги были переведены и пользовались популярностью раньше, чем труды Барта. Бруннер писал как серьезные научные работы, так и книги, рассчитанные на широкую аудиторию, и активно участвовал в деятельности межденоминационных групп. Все это помогло ему занять ведущее место в диалектическом богословии англоязычного мира.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz