Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Учение об избрании

Гренц С., Олсон Р.


Обвинения в фидеизме нашли отклик и у некоторых консервативных протестантов. По их мнению, учение Барта подвергает опасности христианское свидетельство и благовестие, исключая всякую возможность апологетики. Но другие консервативные мыслители одобрительно высказывались о богословском методе Барта как о лучшем аргументе против акцента просветителей на независимости разума и вызове, который он бросает традиционному христианству.

Сильной стороной богословского метода Барта следует считать его готовность во всем полагаться на откровение. Поэтому его учение можно назвать действительно богословским, свободным от влияния философских систем, а также культурных и интеллектуальных течений. Богословие Барта способно было взять на себя пророческую миссию, о чем свидетельствовало его немедленное осуждение нацизма как формы идолопоклонства и логического следствия естественного богословия. Кроме того, богословская природа его подхода делает его учение пригодным для возвещения, то есть для проповеди. Основанные исключительно на откровении великие евангельские темы остаются свободными от необходимости превращения в образы философских истин.

Итак, в общем метод Барта охраняет независимость богословия от других дисциплин. Богословие остается свободной наукой о Божьем Слове.

Сильная сторона богословия одновременно стала причиной уязвимости богословского метода Барта. Его слабым местом стала крайняя степень, в которую он возвел независимость богословия. Его отказ от какого бы то ни было рационального обоснования истины откровения превращал независимость в изоляцию. Если невозможно установить связь между богословием и другими науками или общечеловеческим опытом, разве удивительно, что со стороны христианство выглядит как тайное учение, доступное только посвященным? Барт был прав, когда отвергал попытки либеральных богословов ограничить христианство рамками человеческого опыта. Однако это не давало ему права устранять всякую связь между верой и опытом.

Венцель ван Хайстин так сформулировал эту проблему:

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz