Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Учение об избрании

Гренц С., Олсон Р.


В противовес сдвигу, произошедшему в либеральном представлении о Боге со времен Шлейермахера и Гегеля, Барт заявил об абсолютной трансцендентности Бога по отношению к миру. Эту трансцендентность он рассматривал с точки зрения его свободы: «Величие, всемогущество, святость, слава и даже то, что принято называть трансцендентностью Бога, — что это, если не право на самоопределение, свобода Бога жить и любить в соответствии со своей природой?» Бог может быть Богом, лишь оставаясь абсолютной величиной по отношению к миру: «Перед лицом всего сущего Бог сохраняет полную и совершенную независимость, т. е. Он оставался бы таким же, даже если бы все вокруг перестало существовать или изменило форму своего существования». Выражениями божественной свободы служат единство и вездесущность, постоянство, всемогущество и вечная слава. Каждое из них получило у Барта новую творческую трактовку.

Несмотря на большое значение, которое Барт придавал свободе Бога, он не считал Божью любовь к человеку простым капризом, не играющим особой роли в жизни Бога и оставляющим его безучастным. Напротив, полнота жизни Бога внутри себя «стремится» к единству с жизнью его творения. Не замыкаясь в свободе, он выходит за рамки своей личности для реального общения с миром, которое достигает глубочайшего единства в Иисусе Христе. Это желание и решение Бога соединиться с миром в Иисусе Христе служило для Барта основанием для сотворения мира. Бог создал мир с единственной целью — вступить с ним в завет в воплощении, смерти и воскресении Иисуса.

Итак, Барт признавал единого истинного Бога любви, открывшегося нам в Иисусе Христе. Хотя Бог вполне мог бы жить и любить ради себя самого, не делясь любовью с миром, «Он не хочет быть Богом без нас... и потому он создал человека, чтобы разделить с ним Свою жизнь в ее ни с чем ни сравнимой полноте».

Учение об избрании

С точки зрения Барта, кульминационным моментом участия Бога в человеческой истории был крест Иисуса Христа, когда Сын Божий отправился в «дальнюю страну», чтобы принять на себя гнев и отчуждение, которые вполне заслужило грешное человечество. Иисус Христос — единственный человек, избранный от всех нас на осуждение: «Отчуждение, которое навлекли на себя люди, гнев Божий, грозящий всем нам, смерть, ожидающая каждого человека, — все это Бог, движимый любовью к людям, от вечности возложил на Того, в ком возлюбил и избрал их, кому предопределил быть их главой и пострадать за них».

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz