Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Христоцентричное и тринитарное богословие

Гренц С., Олсон Р.


Христоцентричное и тринитарное богословие

Структуру богословского учения Барта можно с полным правом счтгтъхристоцентричной. Альфа и омега каждой из его теорий — явление Иисуса Христа, его жизнь, смерть, воскресение, вознесение и вечный союз с Богом-Отцом. Что бы ни становилось предметом его исследования, Барт неизменно задавался вопросом: как это следует понимать в свете свершенного Богом в Иисусе Христе? Такая христоцентричная структура придает богословию Барта единство и последовательность, необходимые для всякой системы.

Для швейцарского богослова Иисус Христос был единственным и неповторимым божественным откровением, воплощенным Словом Божьим. На основе этого постулата веры Барт делал вывод о божественности Иисуса Христа: «В откровении Бог сам является человеку. Имея дело с откровением, мы имеем дело с Самим Богом, а не... с чемто существующим независимо от Него». Одна из главных аксиом Барта гласила: «За каждой реальностью должна стоять соответствующая возможность». Посему, если Иисус Христос действительно тот, за кого принимает его наша вера — непревзойденное божественное откровение, — значит, он сам некоторым образом тождествен Богу, а не просто выступает в роли его представителя. Итак, за реальностью откровения стоит тот, кто делает его возможным — Триединый Бог.

Барт считал учение о Троице единственным возможным христианским ответом на вопрос: какого Бога мы познаем в откровении? Он писал: «В библейском понимании откровения, Сам Бог в нерушимом единстве является одновременно автором и событием откровения, а также его воздействием на человека». В противоположность подходу Шлейермахера, Барт сделал учение о Троице краеугольным камнем своей богословской системы. Он утверждал:

Учение о Троице, по существу, определяет христианское учение о Боге, а значит, и христианское понятие откровения, противопоставляя их всем прочим учениям о Боге и понятиям откровения.

Итак, божественное откровение и есть сам Бог. Он тот, кем являет себя в откровении. Следовательно, Иисус Христос — неповторимое и непревзойденное божественное откровение тождественен Богу, а значит, и сам имеет как человеческую, так и божественную природу: «Иисус Христос не полубог, не ангел и не совершенный человек». «Иисус Христос это Сам Бог во плоти, принявший человеческий облик и образ жизни».

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz