Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Христианство

Гренц С., Олсон Р.


По Гегелю, процессом реализации единства божества и человека управляют три элемента божественной реальности, в чем-то сходные с божественными ипостасями христианской Троицы:44 Основополагающее Бытие, явное Самосуществование и Самопознание. Первый элемент чистое абстрактное Бытие. Второй указывает на воплощение абстрактного Духа через сотворение мира. Этот «объективно существующий дух» (мир) выступает в роли «Сына» (осознающего себя как чистое Бытие) и одновременно заключает в себе одиночество и отчужденность (зло). Третий элемент — Дух, познающий самого себя.

Этот тройственный процесс, наряду с единством Бога и человека, занимающим центральное место в теории Гегеля (а именно осознание Богом самого себя в человеке), образует связь между религиозным повествованием и философской истиной, на которую оно указывает. Первый его элемент это Бог как чистое бытие. С сотворением вселенной появляется второй элемент — Бог выходит за пределы самого себя, вступая в отношения с тем, что не является им самим. В человеке Бог возвращается в себя, поскольку, когда мы узнаем Бога в своей религиозной жизни, он познает самого себя.45 Это и есть третий элемент, примирение в рамках реальности.

По мнению Гегеля, христианство образно рисует этот процесс в истории сотворения и искупления. Он утверждал, что сотворение мира, как переход к реальному автономному существованию, неизбежно предполагает отчуждение. Поэтому в библейской истории о грехопадении Гегель видел свидетельство перехода от невинности к самосознанию, которое он считал необходимым для самостоятельного исторического существования человека. Поскольку грехопадение влечет за собой вражду, разобщенность и отчуждение, Гегель, вслед за традиционным богословием, был готов признать его злом. Однако, по его мнению, оно сыграло и свою положительную роль в качестве необходимого первого шага к примирению (откровению единства Бога и человека).

Для Гегеля значимость пришествия Христа заключалась в том, что в Иисусе идея единства Бога и человека нашла реальное историческое воплощение. Благодаря воплощению, универсальная философская истина единства божественного и человеческого реализовалась в конкретной исторической личности. Поскольку история представляет собой реальность в развитии, это событие значимо даже для самого Бога. Во Христе Бог из абстрактной идеи превратился в историческую личность и тем самым стал окончательно реален. По словам самого Гегеля, «чистый бестелесный Дух теории обрел реальное существование».

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz