Богословие и богословы XX века
Христианство
В основании оценки Гегелем значимости религии и богословия лежала проведенная им параллель между Богом и Духом. С точки зрения религии, Абсолютный Дух и есть Бог, который открывается в ходе исторического процесса.
Эта связь означает, разумеется, что философия открывает путь к познанию Бога. Подобно тому как философия представляет собой историю мышления, открывая истину в развитии, богословие и религия также тесно связаны с философией, потому что существование Бога можно представить себе лишь в контексте его исторического откровения.
Гегель отождествлял религию с мышлением, поскольку она сосредоточена главным образом на познании Бога. Задача религии и философии донести до человека истину, разница между ними лишь в том, к каким методам они прибегают. Религия постигает истину в образах и представлениях, тогда как философия познает ту же истину в ее рациональной необходимости. Богословие, в конечном итоге, также является областью философского знания, переходя от религиозных образов к познанию их универсального философского смысла.
Христианство
Гегель проявлял чрезвычайный интерес к самореализации Бога, прослеживаемой им в историческом процессе, в частности, в устремлениях человеческого духа. Посему главной философской истиной, в его представлении, было единение Бога и человечества. С богословской точки зрения, всю философскую систему Гегеля можно рассматривать как торжественное провозглашение метафоры воплощения.
Интерес к воплощению, в свою очередь, сыграл определяющую роль в оценке Гегелем христианства. По его мнению, будучи духовной религией откровения, оно представляет собой синтез естественной религии (типичным примером которой служили древневосточные верования) и художественной религии (характерной для Древней Греции). К этому возвышенному заключению Гегель пришел, потому что увидел в христианстве религиозное представление великой философской истины воплощения. С распространением этой исторической религии, в центре которой находится воплощение Христа, дотоле скрытое единство человека с Богом стало очевидным. Благодаря христианству, единство божественного и человеческого стало исторической реальностью. Таким образом, христианство знаменует собой рождение Абсолютного Духа, познание Богом самого себя через религиозную деятельность человеческого духа.