Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Влияние Гегеля

Гренц С., Олсон Р.


Наиболее очевидным выражением этой истины Гегель считал распятие — смерть абстрактного Бога. На кресте Бог в полной мере испытал на себе ограниченность человеческого существования, высшим проявлением которой является смерть:

Смерть посредника — это не просто прекращение его физической жизни, его само-существования: умирает не только внешняя оболочка, которая, утратив чистое Бытие, отмирает ео ipso, но и абстрактная идея Божества.

Но смерть Христа — это еще не конец. Она —первый шаг к воскресению, событию, ознаменовавшему собой пришествие универсального Абсолютного Духа и царства Духа как итог исторического развития и полноту исторической реализации Бога.

Таким образом, философию и христианство объединяет общее стремление к примирению. Истина их единства, в трактовке Гегеля, по словам Дж. Байли, заключается в следующем:

Абсолютный Дух берет на себя грандиозный труд мировой истории, наполняя все составляющие духовным смыслом, воплощается в человеческом облике и в ходе этого процесса, одновременно вечного и ограниченного временем, примиряет мир с собой и сам примиряется с миром.

Влияние Гегеля

К моменту своей смерти в 1831 году Гегель был, пожалуй, наиболее влиятельным христианским философом в Германии. Впоследствии, однако, многие его последователи сочли философию Гегеля первым шагом на пути резкой критики христианства и выхода за рамки христианской традиции.

Давид Фридрих Штраус (1808-1874), например, применил идеи Гегеля в своих христологических исследованиях Нового Завета. В стремлении преодолеть пропасть между сверхъестественным и рационалистским подходами к изучению жизни Иисуса, он предложил концепцию «евангельского мифа» (истории, содержащей в себе не факты, а богословские истины).

Людвиг Фейербах (1804—1872) произвел полный переворот в теории Гегеля, назвав Богом человечество в состоянии самоотчуждения. Тем самым он сделал богословие частью антропологии, заявив, что, рассуждая о Боге, мы, по сути, говорим о самих себе. Карл Маркс (1818—1883), соглашаясь с гегелевским восприятием истории как самореализующегося целого, отвергал идеализм Гегеля, объяснявший его отношение к эмпирическим фактам как к воплощениям логического процесса. Сам он предпочитал рассматривать самоотчуждение человека с общественно-политической и экономической точек зрения.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz