Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Философия, богословие и история

Гренц С., Олсон Р.


Но если Канта это явление наводило на мысли об ограниченности «чистого» разума, то Гегель осмелился заявить о возможности одновременного утверждения тезиса и антитезиса при условии их восприятия в свете более всесторонней теории, учитывающей значимость того или другого. В этом и заключается суть третьего элемента триады, разрешение тезиса и антитезиса в их синтезе, где оба они отменяются и в то же время сохраняются (aufgehoben).

Гегель не ограничивал сферу действия диалектики работой человеческого разума. Он видел в ней закон как мышления, так и метафизики. Диалектика неразрывно связана с самим процессом реальности, отражающим познание Абсолютом самого себя.

Диалектику можно использовать для описания тройственного движения Абсолюта несколькими довольно сложными способами. Первый путь ведет от неопределенного бытия (Sein) через небытие (Nichts) к становлению (Werden)?1 Становление, в свою очередь, заканчивается переходом в состояние реального существования (Dasein),

Подобная триада описывает воплощения понятия Абсолюта. Первый ее элемент — «в себе» (an sich) — рассматривает понятие в его простейшей универсальности. Он характеризует Абсолют с точки зрения его целостной сути, которая образует единство, составляющее суть всякой реальности, и потому лежащей в ее основе. Рассматриваемый в таком свете Абсолют всего лишь подразумевается как потенциальная возможность в поисках внешнего выражения. Второй аспект «для себя» {fur sich) — оценивает понятие в его полном рассредоточении или различении. Он описывает Абсолют с позиции его присутствия в сфере качеств, присущих миру в пространстве и времени. Свое разрешение эти два элемента находят в третьем— «в себе и для себя» (das Anundfursichsein) — в сознательном единстве многочисленных различий внутри единого целого.

Философия, богословие и история

Эти понятия — дух, истина как процесс и диалектика — лежали в основе представления Гегеля о взаимосвязи между философией, богословием и историей. История, говорил он, открывает нам постепенное явление истины, ибо она и есть область действия Духа. Деятельность человеческого духа, особенно имеющая культурное и интеллектуальное выражение, имеет особое значение для участия Духа в человеческой истории. В философии Дух, прежде всего, познает самого себя. Следовательно, движение Духа наиболее очевидно именно в этой области знаний.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz