Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Богословский метод

Гренц С., Олсон Р.


В эпоху Просвещения возникла новая наука — исторический критицизм, — подвергшая сомнению божественное происхождение Библии и других христианских первоисточников. Она провозглашала уверенность в господстве естественного закона над всем происходящим в природе, отвержение чудес и сверхъестественного вмешательства в ход истории. Знакомство с мировыми религиями, в свою очередь, заставило просветителей усомниться в уникальности христианства. Быть может, христианство — всего лишь исторически обусловленная форма религии, так же как все остальные?

Однако богословие Шлейермахера формировалось в ином культурном контексте, под влиянием романтизма. В определенной степени романтики были идейными наследниками просветителей. Они разделяли их неприятие авторитетов и догматических убеждений. Но в то же время им хотелось вновь ощутить в природе дыхание жизни, силу человеческих чувств и воображения — все то, чего так не хватало рационализму их предшественников. В романтическом возвышении человеческих чувств Шлейермахер нашел ключ к возрождению христианства и возможность избежать конфликта между ним и модернистской культурой.

Богословский метод

Английский поэт-просветитель Александр Поуп лаконично выразил дух культуры модернизма: «Познай себя, на Бога не гляди, довольно для людей познанья нас самих». Но что если, изучая человека, можно узнать Бога? Что если познать себя по-настоящему можно, лишь познав Бога, и наоборот? Нельзя ли доказать, что религия в общем и христианство в частности не враждебны человечеству, а, напротив, необходимы для выполнения им своего истинного предназначения?

Шлейермахер поставил перед собой именно эту необычную и весьма спорную задачу. Он искал опору богословия в человеческом опыте, надеясь доказать, что религия не только базируется на переживаниях, свойственных человеческой природе, но и полностью тождественна этим переживаниям. Шлейермахер сделал попытку перестроить христианское учение таким образом, чтобы, возвеличивая Бога не в ущерб человеку, оно связало бы их в единый нерасторжимый союз.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz