Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Реакция Шлейермахера на философию Просвещения

Гренц С., Олсон Р.


Шлейермахер умер 12 февраля 1834 года от воспаления легких. Смерть наступила в тот момент, когда он принимал причастие со своей семьей. Как уже говорилось, его похороны вызвали большой отклик у жителей Берлина. Автор надгробной речи X. Штеффене так описывает это событие:

Никогда прежде город не видел таких похорон. Все происходившее не было спланировано заранее. Любовь и скорбь стихийно вылилась на улицы, и общее безграничное чувство захватило город и собрало людей вокруг его могилы. Это были часы внутреннего единства, какие уже невозможно пережить в современной столице.

Реакция Шлейермахера на философию Просвещения

Богословские идеи Шлейермахера возникли во многом как реакция на культурный и интеллектуальный климат того времени. Просвещение не благоволило к христианству. В обществе поощрялось относительное безразличие к религии, которое временами переходило в открытую враждебность. Французский писатель Вольтер, например, подверг церковь таким яростным нападкам, что впоследствии был вынужден покинуть Париж и некоторое время жить в изгнании. В Германии отдельные философы высказывали серьезные сомнения по поводу включения богословия в число университетских дисциплин наряду с истинными науками. Французская революция отделила церковь от государства, и на ее месте воцарилась «Богиня разума».

В интеллектуальной сфере мыслители XVIII века возвеличили человеческий разум, наделив его практически безграничным правом критиковать традиционные взгляды и заменять их новыми истинами. Как мы уже видели, Иммануил Кант считал высшим проявлением разума способность к самооценке. По мнению Канта, сфера действия чистого разума ограничена объектами чувственного восприятия, а все лежащее за ее пределами не подвластно человеческому разуму. Ограничение Кантом сферы действия разума создало серьезную проблему для богословской мысли — будь то традиционная ортодоксия или противопоставленный ей деизм, который связывал веру с разумом. Учение Шлейермахера было отчасти попыткой ответить на критику Канта в адрес религии, в то же время разделяя его мнение об ограниченности разума.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz