Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Богословский метод

Гренц С., Олсон Р.


Его усилия стали третьей значительной попыткой сделать новый шаг в развитии богословия в конце эпохи Просвещения, наряду с попыткой Канта связать познание Бога с практическим разумом и стремлением Гегеля сделать опорой богословия новый спекулятивный рационализм, изучающий историческое шествие Абсолютного Духа. В качестве альтернативы Шлейермахер предложил интуитивный подход. Он попытался привлечь внимание к чувствам, которые испытывает каждый человек, к ощущению своей зависимости от всей окружающей реальности.

Подобно кантовскому обращению к субъекту в философии, богословский метод Шлейермахера тоже можно назвать революционным. Если Коперник нашел решение многочисленных проблем астрономии, поместив в центр вселенной не землю, а солнце, то Шлейермахер счел возможным преодолеть разрыв между рационализмом и ортодоксией, используя человеческие переживания, в частности, ощущение абсолютной зависимости в качестве богословского первоисточника, вместо авторитарных догматов.

До Шлейермахера богословие рассматривалось с двух основных позиций. Традиционно оно означало размышления об истинах божественного откровения, нисходящих свыше. Богословы Просвещения (деисты) предпочитали исследовать рациональные суждения о Боге, направляя богословие «снизу вверх». По мнению Шлейермахера (а позже либеральных богословов), традиционный подход привел к авторитаризму в богословии, который подавлял стремление человека к творчеству и подменял Бога церковными догматами. Протест мыслителей Века разума против такой позиции был вполне оправдан. Однако плодом их собственного деистского подхода стала пустая и безликая естественная религия, которая мало чем отличалась от религиозной философии. Дополнительным свидетельством возникшего противоречия стали идеи Канта.

Вместо двух ранее предложенных вариантов решения проблемы, Шлейермахер полностью изменил направление развития богословия, рассматривая его как размышления человека об опыте своего общения с Богом. Таким образом, в центре богословских исследований вместо авторитарных догматов оказались религиозные переживания верующего.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz