Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Жизнь и деятельность Шлейермахера

Гренц С., Олсон Р.


В Берлине он вел весьма деятельную жизнь и даже занимался политикой, чем вызвал к себе крайне враждебное отношение со стороны политических консерваторов. Почти каждое воскресенье Шлейермахер проповедовал в заполненной до отказа церкви Св. Троицы, где провел конфирмацию сотен детей из знатных берлинских семей, в том числе маленького Отто фон Бисмарка, будущего создателя единой Германской империи.

В более поздние годы своей жизни Шлейермахер написал несколько значительных работ, включая переводы Платона, книги по этике, философии и герменевтике, а также книгу о жизни Иисуса. Его главное произведение по систематическому богословию, озаглавленное «Христианская вера», увидело свет в 1821-1822 гг. и было переиздано в 1830 году. Большинство ученых согласятся с Китом Клеменсом в том, что «со времен “Наставления в христианской вере” Жана Кальвина, написанного почти тремя столетиями ранее, в протестантизме не появилось ни одной работы, которая отличалась бы таким размахом и систематичностью».56 В своем монументальном труде Шлейермахер представил систему христианских учений, соответствующих духу времени.

Для сторонников традиционного вероучения работа Шлейермахера ознаменовала собой победу философии Просвещения, отрицавшей сверхъестественные аспекты христианства. По их мнению, это была лишь тонко замаскированная попытка говорить о человеке под прикрытием рассуждений о Боге. Но для прогрессивно настроенных мыслителей она означала свободу от отживших авторитарных догматов и переход к новой, по-настоящему современной форме христианства, никак не противоречащей научным фактам. Сразу по выходу из печати «Христианской веры» на нее обрушился шквал беспощадной критики, обвинений в пантеизме и тому подобном. В то же время она послужила толчком к появлению огромного числа ревизионистских богословских теорий, создатели которых желали, следуя по стопам Шлейермахера, перекроить христианство в угоду современной светской аудитории.

С тех пор интерес к «Христианской вере» по-прежнему не угасает. Каждый год выходят все новые исследования, посвященные этому произведению. Немногие богословы считают себя учениками Шлейермахера, но большинство согласны с тем, что почти все «либеральные» богословские течения следуют проложенным им путем.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz