Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Фридрих Шлейермахер Имманентность Бога в религиозных чувствах

Гренц С., Олсон Р.


Во второй половине XIX века в интеллектуальных кругах Германии обнаружился спад интереса к спекулятивному идеализму Гегеля и рост популярности учения Канта о практическом разуме и нравственных суждениях как пути преодоления человеческой ограниченности. Но прежде чем начать разговор о Альбрехте Ритчле, наиболее влиятельном богослове второй половины столетия, необходимо добавить еще один мазок к историческому полотну богословия девятнадцатого века и упомянуть об идеях величайшего из богослововсовременников Гегеля — Фридриха Шлейермахера.

Фридрих Шлейермахер

Имманентность Бога в религиозных чувствах

В девятнадцатом веке, пытаясь найти выход из тупика, в который зашло Просвещение, богословы пытались отыскать для религии особое место в жизни человека и тем самым установить новое соотношение трансцендентности и имманентности. С этой целью Кант сделал акцент на этике, или нравственности, как на главном предназначении религии. Гегель переместил центр внимания в интеллектуальную, или спекулятивную сферу. Но еще более новаторской, чем обе эти теории, была идея третьего великого мыслителя первой половины XIX столетия Фридриха Даниэля Эрнста Шлейермахера. Он поставил в центр религии интуицию — особое человеческое переживание, которое называл «чувством». Именно чувство лежало для него в основе богословия.

Влияние этого немецкого мыслителя на современное богословие трудно переоценить. Хотя большинство христиан никогда не слышали о Шлейермахере, они впитывают его мысли о религии вообще и о христианстве в частности через проповеди своих пасторов и церковных лидеров, через любимые христианские книги и учебники по богословию. Его влияние на западное христианство глубоко, хотя и не столь заметно. Для христианского богословия он значит то же, что Ньютон для физики, Фрейд для психологии и Дарвин для биологии. Иными словами, не будучи абсолютным авторитетом, он был первопроходцем и законодателем богословских тенденций, мыслителем, чьи идеи не могли оставить без внимания последующие поколения богословов.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz