Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Заключение

Гренц С., Олсон Р.


Заключение

Установленная Гегелем в конце эпохи Просвещения взаимосвязь между христианством и философией стала решением дилеммы необходимости выбора между традиционной ортодоксией и радикальным скептицизмом. Немецкий мыслитель возвысил христианство до положения единственно верной религии откровения, поскольку именно оно в образной форме преподносит главные философские истины, касающиеся единства Бога и человека.

Однако вновь обретенное величие дорого обошлось христианству. Защита христианского учения от нападок просветителейрационалистов стала возможной лишь за счет смещения его истин на задний план по отношению к истории, в процессе чего шло его преобразование в философию. Хотя, по словам Гегеля, это преобразование не разрушает содержание и суть религии, он считал его единственным, что дает христианской религии право на существование.

По мере того как христианство превращалось в философию, трансцендентный Бог пророков, апостолов и отцов церкви преобразился в \Veltgeist, Абсолютный Дух, реализующийся в ходе человеческой истории. Несмотря на то, что немецкий философ видел в этом спасение христианства, возникают сомнения, не стала ли его система поводом к ослаблению его позиций. Гегель предложил интересный выход из тупика, в который зашло Просвещение, но, в конце концов, он не смог преодолеть рамки богословской системы Века разума. Его собственная теория, несомненно, «была произведением убежденного сторонника имманентности».

В определенном смысле приверженность Гегеля имманентности стала его наиболее важным и актуальным вкладом в богословие. Когда влияние его спекулятивного идеализма ослабло, а сама теория стала трактоваться как спекулятивный материализм, идея единства Бога и мира по-прежнему не утратила своего значения для богословия. Гегель заявил: «Без мира Бог не может быть Богом». Тем самым он отрицал самодостаточность Бога. В его представлении Бог нуждается в мире для собственной самореализации. История мира — это еще и история Бога.

Взгляды Гегеля на взаимосвязь между Богом и миром легли в основу многочисленных альтернативных богословских учений, известных под общим названием «панентеизм». В эту категорию попадают все теории, утверждающие, что Бог и мир нераздельны и в то же время отличны друг от друга. Этот подход представляет собой нечто среднее между традиционным теизмом, где Бог считается совершенно самодостаточным по отношению к миру, и пантеизмом, где Бог практически отождествляется с миром. Все последующие выражения пантеизма по-своему следуют идеям Гегеля в этом важном моменте.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz