Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
который завели человечество секуляризм и богословие смерти Бога. Трансцендентность будущего. Богословие надежды

Гренц С., Олсон Р.


Несмотря на свои многочисленные недостатки, радикальное богословие первой половины десятилетия открыло путь к творческому возрождению трансцендентности, которое избежало бы пространственного дуализма, столь неприемлемого для радикальных богословов. Заслугой Харви Кокса следует считать тот факт, что именно он возвестил о рождении нового богословского движения — богословия надежды с его устремленностью в будущее как о выходе из тупика, в который завели человечество секуляризм и богословие смерти Бога.

Трансцендентность будущего. Богословие надежды

В бурные 1960-е годы многие в смятении искали новые ответы на свои вопросы. В Европе и Америке проходили бесчисленные демонстрации и марши протеста против войны, за мир во всем мире и новые формы общественной жизни с акцентом на личной свободе и социальной ответственности. Богословие тем временем переживало нелегкие времена: его величайшие представители прекращали свою научную деятельность и умирали, а их преемники рассуждали о смерти Бога и о том, что функции церкви теперь определяются миром. Ни одно из предшествовавших десятилетий не было свидетелем таких темпов секуляризации в сочетании с новой большой надеждой на лучшее будущее человечества. Ни одно десятилетие не стало свидетелем столь резкого ослабления позиций традиционного богословия.

Большое влияние в 1960-е годы приобрел атеизм протеста с его выступлениями против веры в Бога, основанными на многочисленных примерах крупномасштабных проявлений зла, оставшихся безнаказанными. Атеисты указывали на Холокост и Хиросиму как на свидетельства, опровергающие существование Бога христианского теизма. Они утверждали также, что традиционное христианское представление о Боге исключает человеческую свободу и сознание своей ответственности за этот мир. Их надежда на будущее основывалась на чисто светских гуманистических принципах.

Богословы, настроенные на приспособление к современным условиям, с готовностью принимая атеистическую программу действий, нередко сводили традиционные христианские убеждения к символам человеческих устремлений. Их «Бог» либо ускользал в практически полную имманентность, как в богословии процесса, либо вообще исчезал, как в «христианском атеизме». Реакционные богословы под натиском набиравшей силу секуляризации и атеизма предпочли укрыться за стеной бездумной эмоциональности, мистицизма или

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz