Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Заключение

Гренц С., Олсон Р.


По прошествии десяти лет Коксу удалось дать объективную оценку «Мирскому граду». Он признал, что книга была написана в реакционный период его жизни, когда он все еще пребывал в «пьянящем восторге от побега» из маленького городка, в котором он вырос. Через двадцать пять лет со дня публикации Кокс пришел к выводу, что «Мирской град» не только стал предвестником будущего, возможно даже постмодернизма, но и косвенно способствовал возрождению традиционной христианской концепции Божьего промысла. С высоты своего опыта искателя богословских приключений Кокс с полным правом заключал: «Чтобы жить хорошо, а не плохо, наш опыт должен быть поделен на фрагменты, которые в конце концов приобретут единый смысл. Но нам не обязательно знать, как это произойдет. Даже в мирском граде есть некто, способный об этом позаботиться».

Уже в середине 1960-х Кокс приступил к выбору подходящего направления исследований. В качестве возможного решения проблемы Бога его внимание немедленно привлекла новая онтология, только что появившаяся на богословском горизонте континентальной Европы. Волны, которым вскоре, во второй половине 1960-х годов, суждено было достичь американского побережья из Германии, своим происхождением были обязаны внезапному повороту в будущее, последовавшему за ростом популярности Тейяра де Шардена и проникновением в богословие философских принципов Эрнста Блоха. Кокс одним из первых сумел определить направление дальнейшего развития богословской науки.

Заключение

Вопрос, который ставило перед собой радикальное богословие, по словам Харви Кокса, заключался в том, «как... доказать значимость трансцендентности культуре, неуклонно настроенной на имманентность?» Несмотря на упорные попытки, богословам начала 1960-х годов так и не удалось найти удовлетворительное решение этой проблемы. Критики, обвинявшие Кокса и ему подобных в бескомпромиссной приверженности имманентности, возможно, преувеличивали. Тем не менее, отвергнув радикальную трансцендентность неоортодоксии, они действительно полностью растворили божественную трансцендентность в мире. Таким образом, трансцендентность вновь скрылась в тени имманентности.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz