Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
который завели человечество секуляризм и богословие смерти Бога. Трансцендентность будущего. Богословие надежды

Гренц С., Олсон Р.


конфессионализма, довольствуясь осуждениями духа времени. Для них Бог самоустранился от решения человеческих проблем и утратил всякую связь со своим творением, являясь людям лишь в событиях далекого прошлого и ближайшего будущего, как в диспенсационализме, или в восторженных переживаниях настоящего, как в харизматических течениях.

Но ни приспособленчество, ни реакция не дали удовлетворительного богословского ответа на революционные ожидания и разочарования того времени. В самый разгар всеобщего смятения появилась книга никому не известного молодого немецкого богослова, в которой, по мнению многих, содержался новый подход, столь необходимый богословию второй половины столетия. Книга называлась «Богословие надежды», а написал ее Юрген Мольтман, тридцатидевятилетний профессор систематического богословия из Тюбингена, что в Западной Германии. В своей работе он развивал идею использования в решении богословской задачи эсхатологии, традиционного учения о конце света, но в новом понимании.

Идеи Мольтмана развивались параллельно с идеями других богословов. Самыми выдающимися из этих мыслителей были коллега Мольтмана Вольфхарт Паннерберг, немецкий ученый-католик Йоханнес Мец, а в Америке Карл Браатен. Их имена первоначально ассоциировались (обоснованно или необоснованно) с новым богословским течением, получившим название «богословие надежды».

По мнению Браатена, представители богословия надежды искали ответы на последний из трех вопросов, поднятых Иммануилом Кантом в «Критике чистого разума»: что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Браатен писал, что современная философия направляла усилия на решение прежде всего первого и отчасти второго вопроса. Теперь пришло время богословам уделить внимание третьему вопросу и тем самым найти точку соприкосновения со светским миром.

Богословие надежды было отчасти результатом развития нескольких направлений богословской мысли XX века. Одной из предпосылок его возникновения было открытие, о котором исследователи Нового Завета начали говорить уже в самом начале столетия. Ученые вновь осознали, что именно эсхатология была главной темой проповеди Иисуса и новозаветных писаний. Но тогда эти разговоры еще не перешли от экзегезы к практическому применению.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz