Богословие и богословы XX века
Ослабление позиций светского богословия
И, наконец, развивая идеи Бонхеффера и Гольвитцера, в чем-то сближаясь с богословием смерти Бога, Кокс обратился к непростому вопросу о том, как следует рассуждать о Боге в светском контексте. Предложенное им решение основано на предположении, что в мирском граде политика, трактуемая по Аристотелю как наука о полисе, выполняет функцию, когда-то принадлежавшую метафизике, служа источником единства и смысла человеческой жизни. Как следствие, богословие, интересовавшее Кокса, должно было быть ориентировано на этот новый язык. Вслед за Полом Леманом он провозгласил: «В этом мире Бог занимается политикой, созидая и поддерживая человеческую жизнь». Следовательно, «богословие сегодня должно представлять собой рефлексию в действии, посредством которой церковь познает намерения этого Бога-политика и строит свою жизнь в соответствии с ними».
Для Кокса это означало пересмотр понятия трансцендентности. Сегодня Бог является нам в событиях повседневной жизни и социальных реформах. В этих событиях Бог — это одновременно основание свободы и опыта, доказывающего, что не все в этом мире «поддается преобразованию в продолжение нас самих». Бог — источник упорства тех реалий, с которыми мы сталкиваемся. Но прежде всего Бог — наш соратник, который хочет, чтобы нас интересовали другие люди, а не Бог. Это навело Кокса на мысль, ставшую центральной темой его книги. Возможно, нам придется отказаться от слова «Бог» в пользу другого обозначения реальности, с которой мы встречаемся в мирском граде. Это имя изберет сам Бог и сообщит его нам в свое время.
Ослабление позиций светского богословия
«Мирской град» быстро приобрел огромную популярность, вполне сравнимую с успехом своего предшественника, труда «Как перед Богом». Его привлекательность объяснялась способностью автора связать воедино две соперничавшие потребности, которые ощущала церковная молодежь в бурные 1960-е годы. В этой работе отразился революционный дух десятилетия, и в то же время она учит, как оставаться ответственными и активными христианами. Но в целом радикальное богословие не сумело предложить достойную долговременную альтернативу ранее существовавшим учениям.