Богословие и богословы XX века
Харви Кокс
Главная мысль книги заключается в том, что процесс секуляризации ни в коей мере не нарушает традиции христианской духовности и даже напротив, вполне согласуется с христианским вероучением. Это согласие объясняется тем, что секуляризация — это всего лишь «логическое следствие воздействия библейской веры на историю». Более того, секуляризация выдвигает на первый план все самое главное и подлинное в евангелии, а именно свободу и ответственность. Посему евангельское благовестие — это не что иное, как призыв к «ответственности, достойной зрелого человека». В соответствии с этой оценкой Кокс, подобно Бонхефферу, убеждал христиан искать Бога в современных течениях светского характера:
Вместо того чтобы бороться с секуляризацией и противостоять ей, нам следует понять, что это дело рук Того, кто когда-то призвал
целый народ из страны рабского труда под бичами жестоких надсмотрщиков в землю, где течет молоко и мед.п9
Своей главной задачей Кокс считал практическое применение своего понимания секуляризации в жизни церкви. Он утверждал, что в основе церковного учения (экклесиологии) должна лежать богословская теория социальных перемен, даже революции, символом которой служит образ мирского града. Благодаря сопоставлению двух важных терминов, у Кокса этот символ воплощает в себе позитивные цели евангельского призыва: «Идея светского града являет собой пример зрелости и ответственности, секуляризация провозглашает независимость во всех областях общественной жизни как признак взросления. Урбанизация, в свою очередь, связана с созданием новых примеров взаимодействия между людьми». Таким образом, Кокс нашел в образе светского града как «содружества зрелости и взаимозависимости» символ, достойный библейской идеи Божьего царства.
Образ мирского града лег в основу нового толкования традиционной тройственной миссии церкви. Ее керигматическая функция заключается в сообщении о захвате власти. Церковь возвещает наступление новой эры свободы от всех сдерживающих факторов, а также личной и социальной ответственности. Суть диаконической функции церкви в исцелении ран города. Вместе с неверующими она устраняет пагубные последствия и проблемы урбанизации в стремлении сохранить здоровье и процветание города. Наконец, койноническая функция церкви состоит в том, чтобы сделать видимым град человеческий. Речь идет об обязанности церкви наглядно демонстрировать то, что она проповедует (керигму), и то, к чему она призывает (диакония). Однако, по мнению Кокса, такое указание на Божье царство не является прерогативой церкви. «Всякое неоспоримое и ощутимое свидетельство реальности Града Человеческого следует считать знамением царства».