Богословие и богословы XX века
Харви Кокс
Светские богословы выступали против секуляризма, называя его идолопоклонническим отрицанием истинной библейской секулярности. По словам Уильяма Феннела,
Секуляризм является результатом неизбежной склонности падшего человека возвести один из аспектов своего тварного существования в статус абсолюта, который занимает для него место Бога. Иногда человек сам становится объектом поклонения, надежды и служения,
«религиозных» по своему качеству и масштабности.
Осуждая секуляризм, эти богословы в то же время утверждали, что светское мировоззрение вполне обоснованно с библейской точки зрения.
Проводя границу между секулярностью и секуляризмом, сторонники нового богословия пытались вернуть Бога в мир (где его и следует искать), избегая заблуждений, распространенных среди современных людей. Вслед за Бонхеффером Феннел описывал «богословие истинной секулярности» как призыв перейти «от идолопоклоннического секуляризма к секулярности веры». С этой целью светские богословы требовали стереть традиционную границу, отделяющую церковь от мира, поскольку Христос примирил нас с Богом. Опираясь на идеи Бонхеффера, Феннел говорил от лица всех сторонников нового движения:
Но если Христос уже примирил мир с Богом, сообщество верующих не должно стремиться к полной изоляции от мира. Подобно своему Господу, оно живет ради мира. Словами, делами и убеждениями оно свидетельствует миру о том, что его истинная светская сущность имеет основание в Боге.
Харви Кокс
Хотя этим модным увлечением заинтересовались несколько богословов, лучше всего его удалось выразить и изложить молодому баптистуХарви Коксу, преподавателю по профессии, в книге «Мирской град» (1965), ставшей самым убедительным и широко читаемым манифестом светского богословия. Получив образование в Йеле и Гарварде, Кокс преподавал в Андоверской семинарии Ньютона, а затем, с 1965 года, на богословском факультете Гарварда. На протяжении всего десятилетия его идеи находили практическое выражение в активном служении среди жителей бедных районов и участии в борьбе за гражданские права.