Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Христианство и светская сфера

Гренц С., Олсон Р.


Христианство и светская сфера

Богословские исследования, толчком к которым послужила книга «Как перед Богом», в конце концов нашли свое воплощение в течении, известном как светское христианство. Его представители «освятили» светскую сферу жизни и призвали церковь принять участие в создании нового человечества и строительстве нового светского города.

В основе этого призыва лежала особая трактовка и положительная оценка концепции светского. Этот термин использовался для обозначения особой точки зрения, настроя или мировоззрения. Харви Кокс, к примеру, определял стиль светского града как прагматичный и совершенно мирской. Светский человек прежде всего задается вопросом: «Будет ли это работать?» Для него существуют лишь земные горизонты, и он не поднимает религиозных вопросов.

Светское мировоззрение акцентирует внимание на временном, а не на вечном, на реалиях этого мира, а не на запредельном. Смысл жизни для него заключен, скорее, в повседневной деятельности, нежели в традиционной практике религиозного благочестия. На первый план выдвигаются светские знания, самостоятельно приобретенные людьми и полезные в обычной жизни, в отличие от богословия и метафизики. В центре светского мировоззрения находится не вера, а автономная личность как источник всякого смысла, заключенного в человеческом существовании.

Пропагандируя светское мировоззрение, светское христианство строго придерживалось различия между секулярностъю и секуляризмом. Первый термин относится к мировоззрению, сформировавшемуся под влиянием современной науки и вопросов земного существования. Светские богословы провозгласили секуляризацию освободительным движением. Она избавила общество и культуру, по выражению Харви Кокса, «от навязчивой опеки религии и закрытого метафизического мировоззрения». Секуляризм, напротив, представляет собой систему взглядов, утверждающую, что только наука способна предоставить человеку достоверные знания, а истинно значимой следует считать лишь материальную деятельность человека в мире. Такие взгляды очень опасны, поскольку сами рискуют немедленно превратиться в новое закрытое мировоззрение, претендующее на роль религии.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz