Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Откровение как обещание

Гренц С., Олсон Р.


Еще одна причина отсутствия у Мольтмана методологической системы кроется в приблизительности человеческого знания, что, по его мнению, вызвано незавершенностью окружающей реальности, не достигшей своего эсхатологического совершенства. Только по пришествии обещанного Богом Царства Славы мы «познаем Бога, как и мы познаны» и «увидим его, как и Бог видит нас». До тех пор все наши представления о Боге неизбежно содержат в себе неточности. Противоречие лежит в основе исторической реальности, поскольку будущее, если это действительно будущее, а не повторение уже известного, противоречит прошлому и настоящему.

У Мольтмана не вызывает сомнений тот факт, что будущее не просто продолжение прошлого, это всегда нечто новое. Эсхатологическая онтология красной нитью проходит через его учение, связывая его в единую стройную систему. В его представлении реальность — это не заранее определенная замкнутая цепь причинноследственных связей. Она исторична по природе своей, и «надежда имеет смысл только при условии, что сама реальность постоянно претерпевает исторические изменения, и перед ней все время открываются новые возможности». Это означает, что будущее не заложено в настоящем. Скорее будущее (а для христианина Бог будущего) — основа и первоисточник открывающихся перед реальностью новых возможностей, которые оно привносит в настоящее и таким образом управляет им.

Итак, в онтологии Мольтмана будущее не определяется настоящим, а напротив, само определяет его. Будущее онтологически предшествует прошлому и настоящему. Оно не становится настоящим, а приходит к нему, увлекая его вперед, к совершенно новым формам реальности. Следовательно, богословские категории и концепции не могут быть сформулированы окончательно. Они должны допускать поправки и изменения по мере приближения будущего.

С учетом приверженности Мольтмана такого рода эсхатологической эпистемологии неудивительно, что он не придавал особого значения строгой последовательности и логической связности богословского учения. Диалектическое мышление в применении к противоречию между будущим и настоящим неизбежно приводит к парадоксам, которые часто разрешаются гимном хвалы, а не логическими выводами. У Мольтмана «богословские концепции принимают вид не суждений, описывающих реальность в ее теперешнем состоянии, а своего рода предсказаний, указывающих на перспективы и будущие возможности развития реального мира».

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz