Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Откровение как обещание

Гренц С., Олсон Р.


Мольтман утверждает, что христианское упование отнюдь не абстрактная утопия, а страстное стремление в будущее, «реально осуществимое» благодаря воскресению Христа. Войдя в историю, воскресение Христа привносит в нее novum, который дает надежде прочное основание и открывает для нее четкие горизонты (ultimum).

Они не обозначают конец истории, но открывают новые реальные возможности в жизни и истории человечества.

Мольтман не стремится модифицировать богословие в соответствии с современной ситуацией и не позволяет светской философии, в частности атеизму надежды Блоха, оказывать решающее влияние на его переработку христианских учений. Но при этом именно Барт и Блох составляют странную пару, определившую исходные предпосылки его богословия. Диалектическое богословие Барта стало для Мольтмана своеобразным богословским сырьем, а учение Блоха дало стимул и философский понятийный аппарат для новой трактовки Мольтманом христианского упования.

Хотя Мольтман в своих трудах обращался практически ко всем возможным богословским темам, его главной заслугой следует считать переработку учения о Боге. Однако прежде, чем обсуждать эту важнейшую область его исследований, необходимо кратко рассмотреть его представление о богословском методе и божественном откровении.

Откровение как обещание

Мольтман хотел, чтобы его богословие «имело библейское основание, эсхатологическую направленность и предполагало политическую ответственность». Однако его методология несколько сложнее. Более того, есть причины сомневаться в наличии у него какого-либо логически последовательного богословского метода в традиционном понимании. Недостаток систематического подхода вызван отчасти отсутствием у Мольтмана интереса к правильности того или иного учения. «Меня заботит прежде всего не правильность, а точность учения, — писал он, — а значит, я всегда предпочту возможность практического применения чистой теории». Задачу богословия он видит не столько в трактовке окружающего мира, сколько в преобразовании этого мира в свете надежды на его окончательное и совершенное преображение Богом.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz