Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Эсхатологическая онтология и богословие

Гренц С., Олсон Р.


Помимо этих христианских источников, Мольтман черпал свои идеи в спорах с марксистским философом-ревизионистом из Тюбингена Эрнстом Блохом. Блох разработал пространное утопическое философское учение на основе слияния христианской эсхатологии и марксистского научного анализа общества, озаглавленное Das Prinzip Hoffnung («Принцип надежды»). Основополагающим человеческим инстинктом Блох считал надежду на обретение идеальной «родины», где человек преодолевает всякое отчуждение, в том числе и от самого себя. Именно она движет историей, вызывая революционные перемены с целью построения утопии. Немецкий философ разработал онтологию «еще-не-бытия», согласно которому «ещенереализованная» утопия воздействует на настоящее и будущее, порождая «запредельность без трансцендентности».

Мольтман многое заимствует в блоховской онтологии будущего, но в то же время критически высказывается о запредельности без трансцендентности. Он считает уверенность Блоха в том, что человечество способно смотреть в будущее с надеждой и преодолевать все трудности на пути к утопии без Бога, иллюзией:

Историческое будущее без небес не может быть преддверием надежды и движущей силой каких-либо исторических событий. «Запредельность без трансцендентности», предложенная Блохом, превращает вечность в неопределенную бесконечность, а стремление к завершенности — в непрерывное бесцельное движение вперед.

Многие идеи Мольтмана можно трактовать как попытку возразить Блоху, не отрицая его ценного вклада в христианское богословие. С одной стороны, он видит в его атеизме надежды призыв к христианскому богословию сделать эсхатологию своим инструментом мышления. С другой стороны, он предупреждает, что христианское упование, используя идеи Блоха, не должно мириться с исключением религиозной составляющей как неотъемлемой части атеизма надежды. Блох высоко ставил христианское апокалиптическое представление о грядущем Божьем царстве, но подвергал резкой критике его зависимость от небесной трансцендентности, как абстрактную и нереалистичную. В своих работах Мольтман, напротив, пытается показать, что христианское упование нельзя упрекнуть в абстрактности и отсутствии реализма, тогда как надежда без Бога беспочвенна и пуста. Марсель Нойш, возражая Блоху, писал:

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz