Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Эсхатологическая онтология и богословие

Гренц С., Олсон Р.


По мнению Мольтмана, центральное место в христианстве, а следовательно, и в богословии, занимает надежда на приближение Божьего «Царства Славы», обещанное Богом явление его славы в полной свободе и общности человеческих существ, сопровождаемое освобождением всего творения от рабства тления. Эта тема стала лейтмотивом его богословского учения. Он считает, что эсхатология слишком часто оказывается в роли бесполезного придатка богословия, и даже те, кто уделяет ей особое внимание, не всегда могут оценить ее по достоинству. Вместо традиционного подхода Мольтман предлагает позволить эсхатологическому Царству Славы, где Бог будет всем во всем, определять правильность формулировки каждого христианского учения: «От самого начала и до конца христианство — это эсхатология. Это надежда, устремленная вперед, и потому преображающая настоящее». Он утверждает, что переориентация на будущее не только правильна с библейской точки зрения, но и способна указать путь к разрешению проблем и тупиковых ситуаций в современном богословии.

Эсхатологическая онтология и богословие

Одной из своих главных богословских задач Мольтман считает использование эсхатологического, или мессианского, богословия в преодолении конфликта между трансцендентностью и имманентностью Бога посредством творческой переработки учения о Боге. Кроме того, по его мнению, концепция Бога как силы будущего поможет преодолеть современный конфликт между классическим теизмом и атеизмом. Важно также стереть искусственно проведенную границу между богословской теорией и христианской практикой, разработав ключевую теорию Бога, которая имела бы непосредственное практическое применение.

В эсхатологической переориентации богословия Мольтман опирается на несколько источников. Хотя сам он, отнюдь не будучи фундаменталистом, критически относится к буквализму в соблюдении библейских заповедей, его богословие имеет прочное библейское основание. Значительное влияние на немецкого богослова оказали исследователи Ветхого и Нового Заветов, такие как Герхард фон Рад и Эрнст Кэземан, изучавшие центральное место исторических и апокалиптических категорий в иудейской и ранней христианской мысли. Большое значение для него имели также идеи Барта и менее известного мыслителя Ганса Иоахима Иванда, который подчеркивал значение эсхатологического и социального аспектов нашего примирения с Богом в смерти и воскресении Христа.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz