Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Жизнь и деятельность Мольтмана

Гренц С., Олсон Р.


В Геттингене Мольтман учился у богословов, находившихся под сильным влиянием идей Барта. В начале учебы он тоже стал страстным поклонником и учеником великого мастера диалектического богословия. Одна из его ранних работ даже содержала научный анализ истоков диалектического богословия. Хотя влияние Барта продолжало явно ощущаться в богословии Мольтмана, позднее он критически отзывался о пренебрежении, с которым великий швейцарский богослов относился к исторической природе реальности и эсхатологической природе богословия.

Мольтман получил степень доктора богословия в 1952 году и до 1957 года служил пастором в небольшой реформатской церкви, после чего стал преподавателем богословия в академии (kirkliche Hochschule), принадлежавшей Исповеднической церкви в Вуппертале. Там он познакомился с Вольфхартом Панненбергом, впоследствии ставшим вторым ведущим выразителем эсхатологических идей в 1960-е годы. Вопрос о том, кто из них оказал более значительное влияние на другого, до сих пор остается предметом жарких споров двух богословов и их учеников. После краткого пребывания в роли преподавателя Боннского университета Мольтману был предложен почетный пост профессора систематического богословия в Тюбингене, где, за исключением рабочих поездок в Соединенные Штаты, он живет до сих пор.

После выхода в свет «Богословия надежды» в 1965 году Мольтман продолжил свое исследование христианской веры, главной темой которого остается эсхатология. Среди его наиболее значительных работ следует упомянуть книги «Распятый Бог» (1973), «Церковь в силе Духа» (1975), «Троица и Божье царство» (1980), «Бог в творении» (1985) — эта книга основана на его Гиффордских лекциях — и «Путь Иисуса Христа: Христология с мессианской точки зрения» (1990).

Помимо литературной деятельности, чтения лекций и преподавания, Мольтман активно участвует в экуменическом диалоге с католиками, ортодоксальными христианами и иудеями. В конце 1960-х он принял участие в диалоге между христианами и марксистами, и, возможно, внес самый большой в западном богословии вклад в поиски взаимопонимания между христианами и ревизионистами от марксизма. Его сотрудничество с самыми разными представителями богословия освобождения сделало его голос одним из самых влиятельных в революционных и политических богословских учениях второй половины XX столетия.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz