Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
который завели человечество секуляризм и богословие смерти Бога. Трансцендентность будущего. Богословие надежды

Гренц С., Олсон Р.


Впоследствии богословие надежды вышло за рамки вопроса: «На что уповали Иисус и ранняя церковь?», чтобы понять, как сделать эсхатологические учения прошлого актуальными для современного человека. Посему вопрос Канта: «На что я могу надеяться?» и проблема определения надежды как таковой имели для его представителей большое значение. В связи с этим богословие надежды искало точку соприкосновения между современной культурой и эсхатологией надежды, характерной для ранней церкви.

Новое богословское открытие эсхатологии, давшее толчок развитию богословия надежды, также стало попыткой найти альтернативу влиянию на христианскую мысль греческих концепций временного круга и спасения как возможности из него вырваться. Следы такого мировоззрения молодые мыслители находили в богословии Карла Барта. Но что еще важнее, они старались найти альтернативу концепции экзистенциального времени, предложенной Рудольфом Бультманом. Представители богословия надежды серьезно относились к библейскому акценту на линейности времени, в отличие от их коллег, последователей Барта и Бультмана.

Еще одной предпосылкой зарождения богословия надежды стали возникшие у современного человека сомнения в существовании Бога. В 1960-е годы многие богословы пришли к выводу, что современные атеисты справедливо указывают на непреодолимые трудности, связанные с традиционным представлением о Боге как о личности, вечно сущей вне времени. Такой Бог не оставляет места для человеческой свободы и не предлагает решения насущной проблемы зла. Представители богословия надежды не желали следовать по пути имманентности, популярному на протяжении бурных 60-х. Они не разделяли идеи радикального богословия, проповедовавшего смерть Бога или вытеснявшего его в светскую сферу человеческой жизни. Чужды оказались им и положения богословия процесса, которое ограничивало существование Бога сопровождением человечества в его странствии по бесконечной реке времени.

Эти мыслители стремились к возрождению божественной трансцендентности, хотя и не прибегая к прежним пространственным категориям, изображавшим Бога восседающим на небесах. В попытке заново осмыслить божественную трансцендентность представители богословия надежды выдвинули смелое предположение: точкой отсчета в поисках трансцендентного Бога может служить не пространственный, а временной аспект опыта. Они видели в Боге силу будущего, грядущего Бога, чья тень осеняет историю из абсолютного будущего его суверенного владычества, которому еще предстоит утвердиться на земле.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz