Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Повествование и сообщество

Гренц С., Олсон Р.


В непосредственной связи с этим основополагающим пониманием развития личного самосознания находится понятие самообмана. Оно означает нечто большее, чем простое искажение прошлых событий. Опираясь на идеи философа Герберта Фингаретте, Струп, как и другие представители нарративной школы, использовал этот термин для обозначения непоследовательности человеческого отношения к прошлому и в ожидании будущего. Подобно ответу, который в Книге Бытия Адам и Ева дали Богу после грехопадения, самообман предполагает расхождения между реальными событиями жизни человека и повествованием, которое он или она предлагает окружающим.

Как и идея развития самосознания, концепция самообмана, по мнению Струпа, неразрывно связывает человека с общественным аспектом повествований, определяющих самосознание. Сообщество ограничивает человеческую способность к самообману, вынуждая его дать отчет в трактовке и усвоении общепринятых традиций.

Повествование и сообщество

Именно сообщества, а не отдельные люди излагают истории и характеризуются повествованиями. Струп предлагает определение, характерное для нарративного богословия:

Сообщество — это группа людей, объединенных общим прошлым, которые считают, что определенные события этого прошлого играют решающую роль в трактовке настоящего. Они смотрят в будущее с общей надеждой и выражают свое самосознание посредством единого повествования.

Это единое повествование, общие воспоминания, выраженные в живых традициях, прочно связывает членов сообщества между собой, ибо принадлежать к группе людей — значит разделять с ними общее повествование, рассказывать одни и те же истории и позволять им участвовать в формировании своего самосознания.

Наибольшее значение для представителей христианского нарративного богословия имеет христианское сообщество, которое обращается к библейским повествованиям как к незаменимому источнику принципов трактовки собственного самосознания и окружающего мира. В центре библейского повествования, по оценке этого сообщества, находится исход из Египта и пришествие Христа, особенно страдания и воскресение Иисуса. Струп находил в самих Евангелиях обоснование своего упора на библейской истории, а не на абстрактных религиозных учениях. Эти писания, отмечал он, отвечают на вопросы о самосознании Иисуса и о смысле ученичества с точки зрения повествования, которое требует от человека принятия решений (самой истории), не втягивая его в доктринальные дискуссии. Но христианские сообщества обращаются не только к библейским историям, они используют церковную историю в качестве истории толкования Писания. Представители нарративной школы видят в этом явлении попытку сообщества верующих донести всю полноту повествовательной истории — библейской и христианской — до современного мира, чтобы лучше понять настоящее в свете прошлого.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz