Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Повествование и сообщество

Гренц С., Олсон Р.


Повествовательное понимание природы сообщества позволяет перейти к последнему, наиболее важному набору категорий в программе Струпа, столкновению историй, ведущему к обращению и вере. С точки зрения нарративного богословия гениальность истории жизни заключается в ее способности к изменению. История должна призывать, даже заставлять человека быть самокритичным, и оценить свою историю с позиции историй других людей.

Возможность услышать историю, отличную от своей собственной, может привести к кризису. В такой ситуации человек сталкивается со смысловой схемой другого сообщества, готового поставить под сомнение его или ее прежнюю трактовку своей истории. Струп называл такой опыт «столкновением повествований». По мере того как новое повествовательное сообщество заставляет человека ощутить дезориентацию, почувствовать, что его привычный мир рушится, начинается процесс веры. Поскольку новая история ставит под сомнение существующее самосознание личности, человеку приходится искать новую трактовку личной истории в соответствии с категориями нового повествования.

Струп использует традиционный термин «обращение» для обозначения личного восприятия новых повествовательных категорий в качестве концептуальной модели для трактовки своей истории. Вера окончательно формируется, по его утверждению, когда человек стремится войти в сообщество, восстанавливая свое самосознание при помощи его повествований и символов.

Свое понимание природы веры Струп основывал на рассуждениях Карла Барта о динамике веры, содержащихся в его «Церковной догматике». По мнению Барта, человеческая вера строится в три этапа. Первый — это знакомство (Anerkennen), принятие Иисуса Христа в свою жизнь и послушание ему как объекту своей веры. Второй этап — признание (Erkennen) — наступает, когда человек начинает видеть в Иисусе Христе pro те (для меня). Это требует экзистенциального познания Иисуса Христа. Оно возможно, когда самосознание верующего меняется, и история Иисуса Христа повторяется в истории верующего. И наконец, исповедание (Bekennen), признание того, что только Иисус Христос может даровать нам искупление, знаменует собой момент, когда верующий при поддержке сообщества восстанавливает свое самосознание посредством того, что он теперь считает истиной об Иисусе Христе.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz