Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Систематическое нарративное богословие

Гренц С., Олсон Р.


В представлении Хауэрваса, результатом зависимости сообщества от повествования становятся взаимоотношения между Библией и сообществом верующих. Писание, говорил он, зависит от сообщества, которое сформировалось под его воздействием:

Авторитетность писания становится понятной в контексте сообщества, которое знает, что его жизнь определяется тем, насколько хорошо оно помнит: Бог печется о своем творении, и его забота воплотилась в призвании Израиля и жизни Иисуса.16

В то же время Библия обладает авторитетом, потому что христиане находят в ней традиции, в которых им открывается истина. Они обращаются к Библии с нравственными вопросами, поскольку именно она может помочь им вспомнить те истории, где Бог учит строить нашу личную и совместную жизнь.

Систематическое нарративное богословие

Тема взаимосвязи между повествованием и откровением Бога в истории (в обоих смыслах этого слова), затронутая Хауэрвасом, стала предметом особого интереса еще одной, последней группы мыслителей, попытавшихся использовать категорию повествования в качестве принципа систематического разъяснения христианского вероучения. Их целью было изложение главных христианских учений, которое отражало бы нормативную значимость повествования в выражении человеческого опыта в целом и христианской веры в частности.

Распространение категории повествования на систематическое богословие стало, вероятно, наиболее спорной идеей в общем контексте нарративного движения. Не все его представители согласны, что это возможно, полезно и желательно. Как мы уже убедились, в нарративном богословии принято считать, что, поскольку человеческое самосознание имеет повествовательную структуру, повествование играет решающую роль в словесном выражении самосознания каждого человека. Но противники использования повествования для систематизации богословия утверждают, что эта концепция может служить лишь введением в конструктивные богословские исследования. «Повествовательное богословие», говорят они, технически невозможно, поскольку в нем смешиваются две формы дискурса: язык веры и рациональное осмысление основанных на ней отношений человека с Богом.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz