Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
История и жизнь

Гренц С., Олсон Р.


В своих работах Хауэрвас неоднократно обращался к трем взаимосвязанным концепциям — характеру (или добродетели), картине мира и повествованию. При этом он дает весьма четкое определение каждого термина. Характером мы называем совокупный фактор, определяющий человеческие действия; «наше осознанное намерение основывать свои поступки на тех или иных причинах», поскольку наш характер открывается и формируется в процессе соотнесения поступков с избранными причинами. Но жизнь состоит не только из рациональных решений. В ней обязательно присутствует некая картина мира, которая означает «определенное представление о мире и стремление стать тем, что мы видим». Иными словами, то, какими мы видим себя и мир, влияет на формирование нашей личности.

Далее Хауэрвас вводит важную концепцию повествования. По его мнению, наша картина мира не возникает sui generis; мы видим мир в соответствии с метафорами и символами, которые используются в историях. Наши представления формируются и обретают содержание благодаря повествовательному контексту, в котором мы живем, «историям, научившим нас слагать историю собственной жизни». Итак, Хауэрвас наделяет истории некой дидактической функцией. По словам Голдберга: «Позволяя конкретной истории направлять наше внимание на те или иные аспекты окружающего мира, мы даем ей возможность направлять и наше поведение». Такого рода повествования не только описывают мир в его нынешнем состоянии, но и указывают, что в нем следует изменить. Они разоблачают наш самообман и придают нам мужество, «достойное человеческого существования».

Неудивительно, что акцент Хауэрваса на повествовании побудил его сделать аналогичный акцент на христианском сообществе как на месте, где формируется подлинно человеческий характер, а также на социальной этике с точки зрения природы социальной ответственности церкви. В 1980-х годах он уделял этой теме особое внимание, о чем свидетельствуют его книги «Сообщество воспитания характера» (1981) и «Мирное царство» (1983).

В своих более поздних работах Хауэрвас стремится помочь христианам вспомнить, что их главная задача в обществе — «быть сообществом людей, способных услышать историю Бога, изложенную для нас в Писании, и жить достойно этой истории», то есть быть «сообществом, способным воспитывать в людях добродетели, необходимые для того, чтобы нести в мир Божью истину». По мнению Хауэрваса, повествования, созданные сообществами, например, истории Израиля и Иисуса, которые продолжают жить в верующих, имеют основное значение для решения этой задачи. Более того, сообщество живет согласно главным библейским повествованиям в сочетании со своими собственными традициями, а значит, его жизнь основана на воспоминаниях. Повествование занимает центральное место в разъяснении христианского существования, поскольку повествовательная структура изображает человеческое существование как совместную жизнь исторических существ, случайно оказавшихся вместе, а также потому, что Бог предпочел явиться нам именно в этой форме. Благодаря повествовательному характеру деятельности Бога и нашей собственной жизни, эти истории рассказывают нам о Боге и о нас самих.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz