Богословие и богословы XX века
История и жизнь
История и жизнь
Все представители нарративного богословия, конечно же, заинтересованы в том, чтобы выйти за рамки самого повествования и обратиться к взаимодействию истории и человека. Этот общий для всех интерес оказался в центре внимания еще одной группы богословов. Вместо того чтобы сосредоточить свои усилия на формальных категориях, связанных со структурой истории, они попытались сформулировать этические принципы, выраженные средствами библейского повествования, и определить, какое значение они имеют для нашей жизни. Мыслители, объединенные этическим подходом к повествовательному богословию, склонны акцентировать внимание на нескольких главных темах: важность этики в решении богословской задачи, важность повествования для этики и важность таких концепций, как «характер» и «сообщество».
Баптистский мыслитель Джеймс Макклендон был одним из первых, кто проанализировал этот подход. В 1970-х годах его интерес в решении богословской задачи представлял один конкретный жанр повествования биография. Он предложил идею, что герои биографий вносят важный вклад в «богословие сообщества своих единоверцев», особенно «демонстрируя, каким образом некоторые великие архитипические образы этой веры применимы к их жизни, а следовательно, и к нашей собственной».
В 1980-х годах Макклендон сосредоточил внимание непосредственно на разработке повествовательной этики, а на ее основе — систематического богословия. Плодом его усилий стал трактат с наглядным, хотя и нетрадиционным названием «Этика: Систематическое богословие». Макклендон делал акцент на важности формирования характера, а именно развития в себе добродетелей для успешной жизни в человеческом обществе, и на роли повествования в процессе формирования такого рода добродетелей. Опираясь на эти идеи, он отстаивал правоту своего утверждения, что «подлинно христианская этика должна носить повествовательный характер».
К Макклендону и другим ранним исследователям присоединился активный апологет этического подхода в повествовательном богословии Стенли Хауэрвас.54 Пол Нельсон считает Хауэрваса «наиболее выдающимся и влиятельным представителем повествовательного богословия среди современных исследователей христианской этики».55