Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Структурализм

Гренц С., Олсон Р.


Критика Фрая особенно справедлива в отношении анализа повествований об Иисусе, составленного в восемнадцатом и девятнадцатом веках. Отделив Иисуса от контекста библейского повествования, богословы, по его словам, заменили библейскую историю другой, ошибочно полагая, будто она правдивее изображает реальность.

Для устранения последствий этого нежелательного этапа в развитии богословской мысли, Фрай предлагал вновь вернуться к осознанию исторической природы библейских повествований. «Реалистичная история» (то есть библейское повествование), отмечал он, имеет ту же описательную форму, что и исторические произведения.

В результате возникает важная литературная параллель между историческими и подобными им повествованиями:

В каждом случае форма и смысл повествования неразделимы именно потому, что смысл остается по большей части функцией взаимодействия характера и обстоятельств. Можно без преувеличений сказать, что история — это и есть смысл, или, иными словами, смысл вытекает из формы истории?6

Итак, структура библейского повествования заслуживает особого внимания, поскольку непосредственно связана со смыслом.

Фрай утверждал также, что наличие этой связи позволяет разрешить спор об историчности библейских повествований. Главное — не историчность, а связь с реальной действительностью. Поэтому, считает Фрай, серьезное отношение к структурной форме библейского повествования означает ее восприятие как формы окружающей действительности.

В отличие от более общего структурализма Фрая, интересы Макфаг ограничивались одной конкретной структурой, а именно притчей. Ее теория, которая сосредоточивает внимание на значении библейских притч, нашла выражение в книге «Говоря притчами» (1975). Макфаг утверждает, что поскольку структура притчи (а в определенном смысле и метафоры) отражает структуру человеческой мысли, а значит, и восприятия человеком окружающей действительности, она может служить основанием для нашего понимания Бога, себя и мира. Эта идея имеет далеко идущие последствия для изучения библейского повествования. По мнению Макфаг, правдивость библейского повествования заключается в его достоверном описании устройства реальной действительности, поскольку форма истории неразрывно связана с формой опыта.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz