Богословие и богословы XX века
Рациональность откровения
Для Генри и его единомышленников подчеркивание авторитетности Библии не было самоцелью. Его значимость основывается, скорее, на предположении, что «учение о Библии определяет все прочие аспекты христианского вероучения». По этой причине евангелисты опасаются, что понижение значимости Писания окончательно лишит его авторитетности в богословии, тем самым подвергая опасности главные христианские принципы — спасение по благодати и даже авторитет Иисуса Христа, а также столь важные учения, как антропология и христология.
Упор на откровении, характерный для трудов Генри, встречался не только у него одного. Напротив, эта категория представляла интерес для неоортодоксии, а в определенной степени — и для всего богословия XX века в целом. Уникальным для Генри было его понимание природы откровения. Для него откровение означает, что Бог не раз вмешивался в историю человечества и общался с нами. Общение — необходимый элемент такого вмешательства, ведь только так он может объяснить нам логику и значение своих исторических деяний. Деятельность Бога приобретает для нас смысл, лишь благодаря его собственному истолкованию.Сохраняя эти ценности, Генри определял откровение как
деятельность сверхъестественного Бога, посредством которой он сообщает человеку все необходимое в настоящем и будущем.
В откровении Бог, чьи мысли — не наши мысли, делится своими желаниями и намерениями. Он рассказывает нам не только о себе и своих планах, но и о нынешнем сложном положении человека и его перспективах на будущее.™
Рациональность откровения
Для Генри вербальная природа откровения означает, что в очень важном смысле откровение рационально, а потому пропозиционально. В своем главном произведении Генри весьма подробно развивает идею о том, что «божественное откровение — это разумный обмен четкими вразумительными идеями и осмысленными словами, то есть понятийно-словесная форма общения». Он разделял пристальный интерес современного богословия к функциональному, динамическому и телеологическому аспектам откровения, но при этом считал, что их нельзя рассматривать в отрыве от пропозиционального. Тот факт, что Бог говорит с нами, свидетельствует о важности интеллекта в процессе откровения. Иными словами, откровение объективно, концептуально, вразумительно и логически последовательно. Вместо того чтобы служить средством побега от рациональности, христианство обращается непосредственно к нашему интеллекту.