Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Критика нарративного богословия

Гренц С., Олсон Р.


Откровение и Писание

Акцент Струпа на истории в нарративном богословии определил его вполне конкретное и по сути своей неоортодоксальное понимание природы откровения и авторитета Писания, типичное для нарративного богословия в целом.

Слово Божье звучит в те моменты, когда христианское повествование приобретает обличающий характер, когда оно перестает быть предметом исторического любопытства, когда его горизонт сталкивается с горизонтами читателя и слушателя и начинается процесс понимания. Знакомство, признание и исповедание становятся возможными, и человеческие слова христианского повествования свидетельствуют миру об Иисусе Христе.

Итак, у Струпа христианское повествование само по себе не является божественным откровением. Это скорее контекст, в котором христиане, как они считают, слышат Слово Божье.

На основании такого представления об откровении Струп разработал функциональную трактовку авторитетности Писания. Авторитетность Библии следует рассматривать с точки зрения той роли, которую она играет в жизни христианского сообщества, утверждал он, а не на качествах, внутренне присущих самой книге. Библия обладает авторитетом, как свидетельство о событиях, составляющих основу церковного благовестил и объединяющих вокруг себя христианское сообщество. Писание выступает в роли такого свидетеля, благодаря близости его авторов к описанным ими событиям, в которых они видели реальную историю спасения. Следовательно, Библия может считаться достоверным источником даже без соблюдения полной исторической ТОЧНОСТИ.

Но, как и для многих представителей нарративного богословия, для Струпа авторитетность Библии не ограничивается ее связью с событиями прошлого. Она также выступает у него в роли действующего нормативного критерия. Писание содержит в себе повествования и символы, к которым христианское сообщество постоянно возвращается в процессе осмысления и переосмысления своей веры.

Критика нарративного богословия

К чести представителей нарративного богословия следует сказать, что они не только выдвинули конструктивные идеи в свете того, что считали недостатками других подходов, но и с готовностью подвергали критическому анализу свои собственные идеи. В качестве примера такого отношения можно назвать Майкла Голдберга. Изучив историю и деятельность своего движения, он выделил три главных вопроса, с которыми приходится столкнуться каждому представителю нарративного богословия:

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz