Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Сдвиг в сторону имманентности

Гренц С., Олсон Р.


Сдвиг в сторону имманентности

Мольтман начал свое учение о Боге в «Богословии надежды», обращая внимание на трансцендентность — даже приписывал будущему сверхъестественные качества, — но с каждой новой книгой он неуклонно склонялся к важности божественной имманентности в истории. В работе «Бог в творении», например, он недооценил «перихоретические отношения» между Богом и миром — отношения общения, потребности друг в друге и взаимопроникновения, и настоятельно предлагал модель мира в качестве тела Бога.

Как объяснить этот постепенный сдвиг от трансцендентности Бога, чье бытие определяется будущим, к панентеистической имманентности Бога в мире и мира в Боге? Возможный ответ кроется во все более частом осуждении Мольтманом политической власти и иерархии и возвышении понятий общины, братства, равенства и взаимозависимости. Где-то на своем богословском пути он пришел к выводу, что любая иерархия и власть по природе своей злы, и постарался исключить из своего учения о Боге даже малейшее упоминание о его господстве. Даже грядущее Царство Славы, всегда игравшее определяющую роль в его богословии, было переосмыслено Мольтманом как общение между освобожденной природой, людьми и Богом, живущими в гармонии и равенстве, вместо прежней идеи монархического владычества славного Господа над своим творением.

К концу книги «Бог в творении» Мольтман уже говорил о Божьем царстве как о «Субботе», когда Бог отдыхает от своих трудов и наслаждается их плодами:

В Субботу покоящийся Бог начинает «по опыту узнавать» сотворенных им существ. Бог, который покоится вместе со своим творением, в этот день не господствует над миром; он «ощущает» мир, позволяя каждому из своих созданий дотронуться до него. Бог избирает творение местом своего пребывания.12

Царственное господство Бога, его суд и хвала практически полностью отсутствуют в более поздних работах Мольтмана. Бог хочет видеть людей не слугами или детьми, заключает немецкий богослов, а друзьями, поскольку «в дружбе расстояние, предписываемое отношениями владыки и подданных, перестает существовать».

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz