Богословие и богословы XX века
Тринитарный панентеизм
Мольтман продолжал разрабатывать идеи тринитарного панентеизма, и в работе «Троица и царство» попытался устранить пантеистические тенденции «Распятого Бога». Он сформулировал социальное учение о Троице с целью преодолеть «распад учения о Троице в абстрактный монотеизм» и установить тесную связь между Богом и миром с его историей, в то же время сохраняя и углубляя божественную трансцендентность. В своей новой книге Мольтман подверг критике все трактовки учения о Троице, сводящие три ипостаси Бога к формам единой субъективности, поскольку это неизбежно противопоставляет Бога миру и устанавливает между ними авторитарные иерархические отношения. Всем сокращенным версиям христианского монотеизма Мольтман противопоставил индивидуальные субъективные качества Отца, Сына и Святого Духа:
История, в которой Иисус являет себя «Сыном», не совершается одним субъектом. История Христа с тринитарной точки зрения изложена уже в самом Новом Завете. Поэтому мы исходим из следующего: Новый Завет говорит о Боге, повествуя об отношениях между Отцом, Сыном и Духом, которые выражаются в общении между ними и открыты для мира.ьъ
Мольтман характеризовал эти отношения, анализируя различные этапы истории Сына и Духа, цель которой — прославление Отца в Божьем царстве. Он перешел от своего прежнего акцента на кресте как центральном событии, формирующем Бога как Троицу, к обсуждению различных событий, в том числе воскресения и сошествия Духа, в которых царство Божье развивается, переходя от одного божественного субъекта к другому, и при этом меняет свою структуру. Таким образом, Отец не единственный субъект тринитарного движения навстречу Божьему царству. Отец в своей деятельности не может обойтись без Духа и Сына, который пришел в мир, предал себя на смерть и был прославлен. Взаимоотношения ипостасей Троицы меняют свою структуру с ходом истории, но целью божественной деятельности всегда остается Божье царство.
Создается впечатление, что Мольтман вновь пытается сделать историю частью бытия Бога. Бог развивается в процессе движения трех отдельных личностей к царству. Даже его совершенное единство носит эсхатологический характер. В истории существует не один тип божественной взаимозависимости, а множество способов взаимодействия ипостасей в процессе приближения царства. Их объединяет цель, а не происхождение, причем единство это складывается в ходе «перихореза» (взаимопроникновения). «Ипостаси Троицы сами образуют свое единство в круговороте божественной жизни».