Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Тринитарный панентеизм

Гренц С., Олсон Р.


Итак, по мнению Мольтмана, взаимоотношения Бога с миром нельзя выразить ни с точки зрения классического теизма, где Бог предстает неуязвимым для несовершенства этого мира, ни в категориях панентеизма процесса, который рисует Бога жалким ограниченным существом, обреченным на вечную взаимозависимость с миром.

Мольтман назвал свою систему взглядов «тринитарным панентеизмом» и утверждал, будто она сохраняет и углубляет истину, содержащуюся в обоих вышеупомянутых учениях, восполняя их слабые места. Действительно ли это так, вопрос спорный. Прочность структуры его концепции Бога зависит от логичности и стройности ее основания — идеи о том, что Божья любовь объединяет в себе свободу и необходимость, будучи в то же время запредельной им обеим. Мольтман утверждал, что Богу не обязательно было создавать мир и участвовать в его жизни и истории, но, с другой стороны, он не мог бы поступить иначе. Хотя сам немецкий богослов считает такие рассуждения всего лишь примером творческой антитезы, некоторым его читателям они кажутся полным противоречием.

Тринитарный панентеизм

В связи с настойчивыми заявлениями Мольтмана о том, что смерть и воскресение Иисуса, а также сошествие на церковь Святого Духа составляют тринитарную жизнь Бога, его тринитарная история креста поднимает важный вопрос: могла бы божественная Троица существовать в отрыве от событий мировой истории?

В книге «Распятый Бог» Мольтман явно отрицает возможность вечной триединой жизни Бога, которая уже существовала бы до события креста: «Всякий, говорящий о Троице, на деле говорит о кресте Иисуса, а не разгадывает небесные загадки». Тем самым Мольтман решительно отвергает традиционное учение об имманентной или онтологической Троице, в котором Бог от вечности существует в совершенном триединстве. В поддержку своей позиции Мольтман цитировал католического богослова Карла Ранера: «Икономическая Троица — это и есть имманентная Троица, а имманентная Троица есть икономическая». Читателю остается заключить, что Мольтман не верит в триединство Бога вне его исторического взаимодействия с миром, хотя это бы только удалило его позицию от классического христианского теизма в направлении пантеистического растворения Бога в истории.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz