Богословие и богословы XX века
Возрождение имманентности в условиях угнетения. Богословие освобождения
Возрождение имманентности в условиях угнетения. Богословие освобождения
Бурные 1960-е годы — эпоха радикальных идей, свидетели появления многочисленных богословских учений, спешивших заявить о себе и тут же уходивших в небытие. Ни одним из них, даже самым влиятельным, не удалось занять господствующие позиции. По мере того как десятилетие подходило к концу, его радикальные тенденции, постепенно меняя направление, стали совершенно непохожи на модные течения времен богословия смерти Бога.
Новое поколение радикалов утратило интерес к попыткам своих предшественников достойно ответить на интеллектуальный вызов, брошенный атеизмом. Их гораздо больше заботили проблемы, связанные с различными современными проявлениями социальноэкономического угнетения одних людей другими. Более того, многие из них весьма критично отзывались обо всех современных богословских учениях, обвиняя их создателей в исключительном внимании к атеистической критике христианства, раздававшейся со времен эпохи Просвещения. Пришло время, заявляли они, перейти ко второму этапу Просвещения и вслед за такими мыслителями, как Карл Маркс, бросить вызов существующему социально-экономическому порядку.
Радикальные богословы, пришедшие на смену «шестидесятникам», поставили перед своей дисциплиной новую широкомасштабную задачу. Слишком долго богословие позволялосебе укрываться в пресловутой башне из слоновой кости и вести интеллектуальные споры о существовании Бога в попытке ответить на критику атеистов. Пришло время богословам объединиться с обиженными и угнетенными членами общества и вступить в борьбу, отстаивая их права и интересы. Только так можно открыть для себя реальность Бога.
Отклики богословов различных направлений на возникавшие проявления угнетения, которое, по мнению новых радикалов, давало повод для более глубокой критики христианства, нежели интеллектуальный атеизм, оказались связанными общей темой освобождения. Если Бог существует, он не может оставаться безучастным к страданиям своих детей и не даровать им свободу от угнетения. И если христианство истинно, оно должно проповедовать освобождение. Общая тема свободы от угнетения стала поводом для объединения различных направлений нового радикализма в одну широкую категорию под названием «богословие освобождения».