Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Тринитарная история Бога

Гренц С., Олсон Р.


Такая трактовка креста позволила Мольтману сделать несколько радикальных по своему значению выводов. Будучи неразрывно связанной с событием креста, Троица носит исторический характер. Она создается через страдания и конфликты и принимает различные формы на протяжении всей истории Божьего царства на пути к будущему. Мольтман решительно отверг идею вечно неизменного Бога, равнодушного к страданиям людей и конфликтам истории. Происходящее в истории происходит «в Боге», потому что на кресте Бог открывается миру:

Если рассматривать Троицу как проявление любви в страданиях и смерти Иисуса — а именно так и должна поступать вера, — то становится ясно: Троица — это не замкнутое сообщество, сущее на небесах, а эсхатологический процесс, открытый человеку на земле и берущий свое начало на кресте Христовом.

Рассуждения Мольтмана об историческом бытии Бога в книге «Распятый Бог» положили начало переосмыслению природы Бога. Новая трактовка коренным образом отличается как от традиционного христианского теизма, так и от богословия процесса, хотя включает в себя элементы того и другого. Проект остался незавершенным, но Мольтман вернулся к этой теме в двух более поздних работах. Новые формулировки Мольтмана резко расходятся с классическим теизмом. В них он провозглашает историчность Бога на основании страданий, которые он перенес, послав Сына на крест. Следовательно, бытие Бога нельзя рассматривать вне креста, как если бы Бог и без него оставался таким же, как есть. Распятие формирует бытие Бога как Троицы через диалектику разделения и единства Отца и Сына. По словам Мольтмана: «Это значит, что бытие Бога исторично, и он реально существует в истории. “История Бога” — это повествование об истории человечества».

Программа Мольтмана отличалась и от богословия процесса. Немецкий богослов отверг идею развития Бога, утверждая, что историчность Бога — проявление его свободной воли. Исторический опыт конфликтов, боли и страданий Бога — отнюдь не результат внутренней взаимозависимости между Богом и миром. Следовательно, страстного триединого Бога Мольтмана нельзя отождествлять с представлением Уайтхеда о сострадательном божестве, готовом разделить судьбу человечества. У Мольтмана Бог — Отец Иисуса Христа, который «от вечности принял решение искать любовь, и это решение выйти за рамки самого себя обусловило возможность этого опыта».

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz